25 апреля, четверг

Запрещение включать в название партии наименование религиозной конфессии – это скандал

25 июля 2013 / 22:17
лидер Социал-демократической партии России

Я об этом говорил и когда участвовал в подготовке закона о партиях, и продолжаю так считать сейчас.

Единственной страной, где христианские демократы именовали себя народными республиканцами, всегда была Франция, поскольку якобинский режим был также антиклерикален, как наши антиклерикалы. Поэтому французские христианские демократы имели такое стыдливое название. Запрещение включать в название партии наименование религиозной конфессии – это скандал. Я об этом говорил и когда участвовал в подготовке закона о партиях, и продолжаю так считать сейчас. В результате приходится создавать какие-нибудь «консервативные» партии.

Другое дело, что в России - особая политическая карта.

В России большой разницы между христианскими демократами и социал-демократами нет. Социал-демократия без консервативных ценностей, на мой взгляд, невозможна.

Это я говорю не только как эксперт по социал-демократии, но и как человек, участвовавший в социал-демократическом движении с 1989-1990 гг. Я считаю, что было бы правильным, чтобы православная или христианско-демократическая или христианско-социальная партия существовали открыто, не испытывая никакой необходимости в стыдливой мимикрии.

Что касается православия как ценностного фундамента российской политики – это хорошая мысль. То же самое говорят и про национализм. Говорят, что акцентировать национализм неумно и неприлично, но национализм как преимущественная приверженность своему народу и своей стране должен лежать в фундаменте любой политической силы в каждой стране. В этом смысле может быть спор между национально-ориентированным либералом, национально-ориентированным консерватором или национально-ориентированным социал-демократом.

Я согласен, что конкретно националистические партии у нас, возможно, политической перспективы и не имеют, несмотря на то, что такие настроения существуют. Но люди, которые имеют такие убеждения, за исключением молодежного политактива, наверняка, будут голосовать за партии с другими названиями. А вот касательно христианской демократии – это более тонкий вопрос.

Христианская демократия – это конкретная идеология. Это сочетание приверженности демократии, защите социальных прав граждан и при этом консервативным ценностям. Это идеология, возникшая сильно больше ста лет назад после знаменитой энциклики Папы Римского Льва XIII «Rerum Novarum», в которой была выражена социально-христианская доктрина. К ней очень близка социальная концепция Русской православной церкви. Христианская демократия как партийный бренд – это название не нашей цивилизации, а конкретной политической идеологии. Невозможность иметь у нас христианско-демократическую партию, на мой взгляд, нас дискредитирует.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика