Вопрос в другом - как это будет правоприменяться.
Что по факту меняет законопроект?
Все нормы, которые есть в этом законопроекте, косвенно присутствуют в законе о налоговой, прокуратуре и т.д. Вопрос в другом - как это будет правоприменяться. Если раньше во время выборов, даже если обращались граждане, они (контролирующие органы – ред.) отвечали, что в течение какого-то рабочего срока – 4-6 месяцев – они рассмотрят, потому что это не было первоочередной работой. Сейчас на этих выборах прокуратура, избирком и налоговая должны следить, есть ли нарушения. То есть, закон не ужесточает какие-то нормы, направленные против кандидата или его спонсора, а обязывает прокуратуру заниматься делом. Если раньше они могли «отфутболить», то теперь будут обязаны заниматься.
Что же касается перевода денег через посредников, то раньше такого нарушения как такового не было. Другое дело, что ни один спонсор не будет сам говорить, что он посредник. Он может перевести деньги, которые собрал за полгода до того.
А каким образом будет вообще инициироваться эта проверка, посредник или нет тот или иной жертвователь?
Проверить могут, если есть заявление. Есть возможность самостоятельно начать проверку, но достаточно один раз ошибиться и на самого проверяющего могут завести административное производство за то, что он без должного повода ворвался в избирательный штаб. Если же есть заявление гражданина – это основание для проверки.
Это же, как правило, касается публичных кампаний. Если тот или иной человек пишет в интернете, давайте, кладите мне деньги на счет, а я потом внесу. Конечно, остается возможность оформить перевод как личное дарение, а получатель в итоге переведет эти деньги на избирательный счет. Но, по крайней мере, будут отсеяны незаконные микроплатежи.
Все же знают, как на самом деле финансировалась кампания Навального. Один банк дал наличные деньги на выборы Навального, эти деньги частично были занесены в его фонд через его агитаторов. А потом в целях рекламной кампании они объявили о сборе денег у населения. То есть, основные деньги были собраны втемную, а те несколько миллионов, собранных через граждан, можно было выбросить. Основная задача была не эти деньги собрать, а включить людей в процесс. То есть, если человек заплатил кандидату хотя бы немножко, он точно придет за него голосовать.