20 апреля, суббота

Я думаю, что президент и его администрация ищут какие-то новые ходы

16 ноября 2013 / 21:01
заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики

Государственная служба – это не то место, где нужно учиться управлять.

Для начала давайте разберемся, почему глава администрации президента в 2013 г., то есть 22 года спустя после того, как не стало Советского союза, вдруг обращается к этой теме.

Мне кажется, что ситуация с кадровой политикой в области государственного управления в России достаточно тревожная.

В девяностые годы кадры в управленческую систему страны вливались по известному принципу. Все покупалось и продавалось. Олигархи заполняли своими людьми на федеральном, региональном, муниципальном уровнях все, что можно было ими заполнить, для того чтобы делать свои дела. В нулевых годах после оттеснения олигархов от контроля над государством была предпринята попытка призвать особую служебную касту бывших или действующих работников спецслужб. Это была, что называется, последняя ставка. Считалось, что эти люди уж, по крайней мере, сохранили какие-то корпоративные принципы чести, долга. Может быть, в значительном числе случаев так и было, но дело в том, что на государственной службе нужны не просто честные люди, а профессионалы.

Профессионализм не может вырабатываться путем проб и ошибок. Государственная служба – это не то место, где нужно учиться управлять. Вместе с тем здесь тоже была проблема, ведь опыта работы в управленческих структурах в условиях демократии ни у кого не было.

Мне кажется, что мы прошли два тяжелых периода – девяностые и нулевые. Я думаю, что президент и его администрация ищут какие-то новые ходы, и эта попытка вернуться в прошлое, попытка обратиться к управленческому опыту советского периода – она напрашивается сама собой. Потому что в той системе работа с кадрами действительно была поставлена очень серьезно.

Другой вопрос, что сама идея, сама система т.н. «номенклатуры» основывалась на наличии единственной партии, которая пронизывала собой, как стержень, весь государственный организм, и работал очень жесткий принцип -  окрик «Партбилет на стол!» действовал абсолютно дисциплинирующее на всю чиновничью касту. Сегодня это воспроизвести абсолютно невозможно.

В условиях, когда существует политическая конкуренция и многопартийность, заимствование напрямую советского опыта невозможно.

Сама идея построения своеобразного кадрового конвейера, - то есть отслеживания управленцев, которые начинают работать на муниципальном уровне, постепенного их перевода на уровень региональной власти, затем их рекрутирование в федеральные органы власти, - кажется крайне своевременной и правильной.

Но нужно избежать двух крайностей нашего опыта. Во-первых, защитить управленческую систему России от коррупции, то есть от того чтобы люди назначались за деньги для того чтобы реализовывать какие-то частные корпоративные интересы. Во-вторых, нужно избежать появления непрофессионалов, которые будут появляться именно потому, что в демократической политике они берут горлом, а на деле управлять ничем не умеют. Вот между двумя этими крайностями, как между Сциллой и Харибдой надо умело пройти.

Я думаю, что никакой прошлый опыт нельзя повторить в новой ситуации, но рациональное зерно, заключенное в советской системе кадровой политики, а именно – последовательный, постепенный рост и, что называется, постоянна забота о профессиональном совершенствовании - эти принципы, наверное нужно взять, приступая к созданию целенаправленной президентской кадровой политики. Это правильное решение.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика