Но плюсов от вступления в Таможенный союз для Киргизии все равно больше.
Вопрос о вступлении в Таможенный союз Киргизии сейчас активно обсуждается на различных экспертных и межгосударственных площадках. Анализируют плюсы и минусы, которые ожидают республику в случае вступления в этот союз.
Я считаю, что плюсов для Киргизии гораздо больше, чем минусов. Другое дело, что на минусы тоже нельзя закрывать глаза. Республика – член ВТО, она связанна определенными обязательствами в рамках этой организации, в том числе по тарифной и таможенной политике. Ясно, что есть определенные противоречия в рамках Таможенного союза и в рамках ВТО именно по степени либерализации тех или иных тарифов. Существуют просто численные расхождения. И нарушение этих договоренностей потребует от Киргизии либо длительных переговоров с ВТО, либо, в самом негативном варианте, - выхода из ВТО. Конечно, последний вариант – скорее фантастика, потому что в новейшей истории нет такого примера.
Кроме того, Киргизия живет во многом благодаря перепродаже китайской товарной продукции, которая идет на оптовые рынки. Оттуда товары из Китая расходятся по всей Центральной Азии, идут на рынки России. Это один из основных легальных источников пополнения бюджета страны. И ясно, что вступление в Таможенный союз серьезно затруднит возможности дальнейшего выполнения функций товарного хаба для китайских товаров. Поэтому та дорожная карта для вступления в Таможенный союз, которая предложила Киргизия в августе, предполагала серьезные преференции именно для функций киргизской торговли. Они неприемлемы для Таможенного союза. И чего греха таить, во многом союз и создавался для того, чтобы ограничить товарную экспансию из Европы и Китая на рынки постсоветских государств. И сохранение особых статусов для гигантских оптовых базаров противоречит самой логике Таможенного союза.
То же самое относится к текстильной промышленности Киргизии. Это, пожалуй, единственная отрасль в республике, которая в течение последних лет демонстрирует рост. Но это рост достигается за счет поставок китайского материала для текстильной промышленности. И если ввести барьеры на пути этих товаров, то у киргизского легпрома возникнут большие трудности.
Но плюсов от вступления в Таможенный союз для Киргизии все равно больше. Киргизская экономика много лет находится в хроническом кризисе, ее показатели оставляют желать лучшего. Рост экономики идет только за счет собираемости налогов, которые берут уже за несколько лет вперед, за счет денежных переводов трудовых мигрантов и «серого» импорта. Это не рост экономики. И выходы на внешние рынки, которые предоставляет Таможенный союз, нужны для элементарной модернизации, для выживания.
У Киргизии есть только два варианта интегрировать свою экономику в мировые рынки – либо Таможенный союз, либо Китай. Китай может выполнить такую функцию, но для Киргизии издержки будут гораздо больше. Во-первых, трудовых мигрантов из Киргизии в Китае никто не ждет, они там, мягко говоря, никому не нужны. Во-вторых, Китай рассматривает постсоветское пространство как сферу для применения для своих крупных проектов, в первую очередь, по извлечению сырья, которое потом идет в Китай и там перерабатывается и возвращается в виде товаров в те же самые республики. Китайцы раздают богатые кредиты, но списывать эти кредиты они не будут, они вернут их сырьем и еще и с процентами.
И у локомотивов Таможенного союза, в первую очередь, России, есть определенные издержки от присоединения новых членов. Новые члены будут развивать свои экономики за счет локомотивов, но это неизбежные издержки интеграции.
Мы можем экономически уйти из региона, оставив все китайским друзьям. Но тогда России не стоит рассчитывать на то, что она сможет превратиться в самостоятельный современный экономический центр мирового значения. Тогда надо будет соглашаться на роль сырьевой провинции или ЕС, или Китая.