Обвинения руководства РОП в том, что они создают еще одну, обеспечивающую интересы Администрации президента экспертную структуру, вызывают явные сомнения.
Разумеется, Администрация президента заинтересована в собственном, а лучше безраздельном контроле над экспертным сообществом в такой «чувствительной» для обеспечения стабильности государства сфере как исследование власти и околовластных отношений. Такой интерес – это естественное условие существования и функционирования любой политологической школы и ее отдельных экспертов. В равной степени во влиянии на эту сферу заинтересованы и оппоненты власти, внутренние или внешние. Также не следует забывать и про интересы отдельных провластных группировок, закономерно стремящихся нарастить свое влияние и ослабить позиции своих конкурентов. В совокупности это входит в понятие «политическая конкуренция» и является нормальной средой существования политологов.
Для каждого политолога-эксперта (или может быть группы экспертов) вопрос ангажированности является центральным. Действительно работа на клиента (в широком смысле слова) ведет к стабильному материальному положению и получению многих других не всегда материальных бонусов. Но именно она ведет к снижению качества аналитического продукта и, как следствие, конкурентоспособности отдельного эксперта. Другими словами имидж эксперта в вышеназванных «агрессивных» условиях политологической среды имеет собственную капитализацию.
Именно это представляет собой главную проблему для российского политологического сообщества. У меня есть надежда на то, что инициатива Шутова и Еремеева в проекте Российского общества политологов нацелена на отделение зерен от плевел. По крайней мере, обвинения в том, что они создают еще одну, обеспечивающую интересы Администрации президента экспертную структуру, вызывают явные сомнения. Видимо, все-таки речь идет о формировании сообщества независимых экспертов, способных создавать профессиональные аналитические продукты. В данном случае речь идет о своего рода долгосрочной интеллектуальной инвестиции.