29 марта, пятница

Весь романтизм перестроечного периода недооценен потомками

27 марта 2014 / 18:40
главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор философских наук

Меня поразил демократизм самих выборов, а также наивная вера общества в свободу слова.

Сам я тогда отказался принимать участие в выборах 1989 года, хотя интеллигенция активно выдвигала меня, но я внимательно следил  за событиями, выступал в Доме Литераторов. Меня поразил демократизм самих выборов, а также наивная вера  общества в свободу слова, в то, что после 70 лет командно-административной системы в страну, наконец, пришла свобода.

Вообще, на мой взгляд, весь романтизм перестроечного периода недооценен потомками.

Большая заслуга Горбачева  в том, что он абсолютно не использовал  административное давление. Хотя, скажу откровенно, все эти выборы по куриям, когда партийный аппарат выбирает своего  депутата, интеллигенция - своего, военные - своего и пр. не обеспечивали полноценной  реализации  всеобщего  избирательного права. Тем не менее, на самом съезде было немало достойных людей. На мой взгляд, это бы самый представительный и самый умный парламент в истории России. 

Я продолжаю считать, что после государственного переворота 1993 года, виной которому Ельцин, Руцкой и Хасбулатов, утратившие чувство реальности, демократия, просуществовавшая в СССР менее четырех лет, была задушена на  долгое  время.   

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка