20 апреля, суббота

В таких трагедиях значительную роль играет душевное нездоровье общества

02 марта 2014 / 22:42
психотерапевт

Нередко учителя проявляют психологическую неподготовленность и некомпетентность.

Первым делом при анализе данной трагедии необходимо рассмотреть версию психического нездоровья подростка, совершившего столь жестокое преступление. Установить это должна судебно-психиатрическая экспертиза. Именно психопатологическая подоплека фигурировала в деле юриста Виноградова, расстрелявшего коллег по работе, и многих кровавых американских трагедий (майор Хасан, Вирджинский стрелок, школьные расстрелы). Напомню, что и в случае Брейвика прослеживается психопатологический след.

Однако помимо обычной психопатологии, в таких трагедиях значительную роль играет душевное нездоровье общества. Подобного рода инциденты происходят вырастают на определенной социально-психологической почве.

К сожалению, уровень насилия в подростковой среде в последние годы возрастает, хотя огнестрельное оружие применяется впервые. И уровень подростковой преступности в целом, и особенно подростковой агрессивности в России вырос с середины 2000х годов. Это происходит по ряду причин.

В целом общим трендом современного российского общества является возрастание агрессивности. По оценкам, приведенным в недавнем исследовании Института психологии РАН, по сравнению с последними годами существования СССР, в сегодняшней России уровень агрессивности вырос в 3 раза, и соответственно пропорционально снизился уровень эмпатии. Нашему обществу не хватает сочувствия и социальной сплоченности - это оборотная сторона проблемы агрессивности.

Когда же мы говорим о подростках, нужно иметь в виду, что именно в этой возрастной группе рост агрессии идет опережающими темпами. Впервые это заметно стало в начале 2000х годов, когда в подростковый возраст вступили те, кто родился на рубеже конца 1980-начала 1990х годов, представители "поколения жесть". Оказалось, что эти подростки более жестоки и агрессивны.

В этом проявилась известная в криминальной психологии закономерность: если беременная женщина или кормящая мать испытывает сильный и длительный стресс, это существенно повышает вероятность антисоциального поведения ее ребенка в пубертатном возрасте. Те социальные стрессы, через которые проходили молодые матери в период распада СССР, стали психологической "миной замедленного действия", сработавшей через 10-12 лет, когда в переходный возраст вступило новое агрессивное поколение. Это стало типичной картиной для всех стран постсоветского пространства. Теперь уже и дети, рожденные в более позднее время, тоже вырастают склонными к насилию, поскольку агрессия в молодежной среде имеет свойство транслироваться от старших к младшим, на основе реакции группирования и подражания. Это социальная эпидемия - как "дедовщина" в армии. Подростки помладше подражают своим неформальным групповым лидерам, и это приводит к устойчивости культа жестокости и насилия.

Если говорить об агрессии в школьной среде, то нужно учесть также фактор относительной депривации, психологического неравенства, связанного с социальным расслоением. Малообеспеченные подростки проявляют агрессию по отношению к сверстникам из более обеспеченных семей, так как считают себя несправедливо обделенными. И наоборот, подростки из обеспеченных семей считают, что им всё дозволено по отношению к малообеспеченным одноклассникам.

Также нужно учитывать и нездоровый психологический климат в школах, особенно в старших классах, когда подростки находятся под вечным психологическим прессом, "дамокловым мечом" ГИА-ЕГЭ, и муштра заменяет вдумчивое обучение.

Еще один фактор нездоровой психологической атмосферы в школах - то, что нередко учителя проявляют психологическую неподготовленность и некомпетентность. В педагогической среде существует «двойной негативный отбор»: часть педагогов выбрала профессию не по призванию, а просто потому, что не смогла поступить в иной ВУЗ и устроиться на другое место работы. Эти люди собственную неудовлетворенность жизнью переносят на детей, и у таких педагогов часто наблюдается профессиональное эмоциональное выгорание.

Наконец, ещё одним важным трендом для современной молодежи становится инфантилизация, одной из сторон которой является дефицит эмоционального интеллекта, коммуникативная некомпетентность. Подростки не умеют нормально общаться, контролировать свои эмоции, конструктивно решать возникающие конфликты. У них нет для этого практических навыков позитивного общения, саморегуляции и адаптации.

Из всего вышеперечисленного следуют рекомендации по оздоровлению атмосферы в школьной среде. Их вполне реально осуществить либо в форме проектов под эгидой Министерства образования, либо посредством волонтерских проектов, созданных по инициативе ответственных родителей.

Задача номер один - внедрение в школы систематических занятий, курсов и тренингов по практической, повседневной психологии. Детей и подростков нужно обучать простым и эффективным навыкам преодоления стрессов, конструктивного разрешения конфликтов и повышения психологической адаптивности.

Многие специалисты (включая ведущих психиатров РФ) высказывались за то, что в школе необходимо ввести обязательное преподавание психологии, начиная с младших классов. Однако этого добиться сложно, а вот именно практические занятия, направленные на решение типовых проблем среди разных возрастных групп школьников, ввести вполне реально, и они насущно необходимы. Если у школ нет достаточных ресурсов, такую роль могли бы выполнить волонтеры, как профессиональные психологи, так и ответственные родители. Думаю, стоить обратиться с призывом к общественным, волонтерским организациям - им такая задача вполне подсилам, и можно обеспечить их необходимыми для подобной работы апробированными методиками и технологиями.

Вторая задача - это скрининговая психологическая диагностика школьников, выявление среди подростков тех, у кого есть серьезные нарушения, являющимися факторами риска агрессивного или суицидального поведения. Стоит отметить, что суицидальные тенденции и рост агрессивности - это две половинки одной медали, и рост суицидов (то есть самоагрессии) в подростковой среде тесно связан с агрессией. При выявлении таких особых подростков (группы риска) с ними должна проводиться индивидуальная психолого-коррекционная работа. Психологи сейчас есть во многих школах, однако в их функциональные обязанности подобная углубленная диагностика и коррекция не входят.

И, наконец, третья задача - психологическая работа с педагогическими коллективами. Учителя всегда так или иначе участвуют в подростковых конфликтах: либо являются действующими лицами (иногда даже провокаторами) конфликтных ситуаций, либо потенциальными миротворцами-посредниками, однако нередко не справляются с подобной ролью, оказываются не в состоянии погасить разгорающийся конфликт. Поэтому необходимы регулярные занятия по повышению их психологической компетенции, а также профилактике психологического выгорания и снижению уровня профессионального стресса.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика