Речь идет о том, чтобы позаимствовать систему совершенствования кадровой политики на государственной службе из советского прошлого.
Речь идет о том, чтобы позаимствовать систему совершенствования кадровой политики на государственной службе из советского прошлого.
На мой взгляд, есть два элемента, которые позитивно отличали советскую систему.
Первое – это совершенно понятный механизм ротации. В СССР было четкое представление о параметрах профессиональной мобильности. Человек, будучи секретарем обкома где-нибудь на Урале, мог совершенно спокойно поехать первым секретарем обкома, условно говоря, в Липецкую область. Сейчас этого практически нет. Все работают командами, что, с одной стороны, хорошо и современно, с другой стороны сложно себе представить, что вице-губернатор из Кемерово становится вице-губернатором Белгородской области.
То же самое с губернаторами: сегодня губернатор здесь, а через пять лет он, окончив партийную школу или, как сейчас, курсы повышения квалификации для чиновников высшего звена при РАНХиГС отправляется губернатором в другую область.
Эта система ротации была утеряна.
Между тем, в ней был серьезный плюс, так как люди не засиживались на своем месте и могли применять свой опыт в совершенно разных регионах, в различных условиях, а параллельно шел некий служебный рост. Понятно, что есть должности, относящиеся к гражданской службе, а есть должности выборные. Тем не менее, на эти элементы советского опыта стоило бы обратить внимание.
Второе – это обучение. В СССР была выстроена система обучения и служащих и партийных кадров. Сейчас это тоже, так или иначе, пытаются возродить, но пока чисто формально. По крайней мере, как мы прекрасно знаем, очень многие служащие из регионов, которые приезжают на курсы повышения квалификации в Москву или в филиалы каких-то крупных учебных заведений в регионах, чаще всего делают это для галочки, получают сертификат и уезжают.
Если бы власть попробовала как-то усовершенствовать систему повышения квалификации, повысить требования к слушателям, ввести систему мотивации, которая заставляла бы слушателей не формально подходить к этим курсам, а действительно усваивать знание, которое помогло бы, в том числе в карьерном продвижении, это было бы здорово.