21 ноября, четверг

Украинское общество находится в состоянии психологического кризиса

03 июня 2014 / 23:36
психотерапевт

Мы имеем дело с ситуацией своего рода социального сумасшествия.

Можно ли с психологической точки зрения объяснить подчас совершенно непонятые действия и решения новой украинской власти?

Обычно политические лидеры, принимая решения, ориентируются на массовые настроения граждан - они имеют свободу лишь маневра в определенном коридоре, за пределы которого нежелательно выходить, дабы не вызывать протеста. Когда общество спокойно и большая часть граждан ведет себя рационально, то и политические лидеры вынуждены придерживаться обычного образа действий, которое будет воспринято населением. Если же в стране долгое время ситуация глубокого социального, экономического стресса, происходит революция или коллапс власти, то общество впадает в состояние психологического кризиса.

Масса людей находится в неадекватном психическом состоянии, т.н. состоянии социального стрессового расстройства. Тогда массы людей оказываются нестабильными не только социальном поведении, но и в эмоциональном состоянии. Они от рационального мышления переходят к эмоциональному, проще говоря, принимают решения «не головой, а сердцем». И потому способны к резкой перемене настроения, готовы поддержать даже не самые рациональные или разумные действия власти.

Соответственно политики, находящиеся в таком обществе и принимающие решения, представляющиеся неразумными, не столько лично неадекватны, сколько действуют наподобие флюгера, сообразно переменчивым настроениям масс. Более того, такой политик может принимать самые непредсказуемые решения, поскольку, когда население перестает быть организованным обществом, оно превращается в толпу и им становится гораздо легче манипулировать. Тогда именно неразумные решения могут быть такой толпой поддержаны - любые популистские обещания быстрого решения всех застарелых проблем. А вот решения разумные, связанные, скажем, с вынужденными ограничениями, будут толпой отбрасываться и вызывать новые волны протеста вплоть до угроз смещения уже новой власти.

Мы имеем дело с ситуацией своего рода социального сумасшествия. Оно, конечно, имеет объективные экономические и политические причины. Но не менее важны также и причины субъективные, потому чтоподобное состояние нагнеталось искусственно, индуцировалось разными силами. Вспомним классические определения революционной ситуации: есть объективные предпосылки - есть и субъективные. Иначе, какмассовым психическим расстройством их не назовешь. Один из симптомов такого расстройства - нагнетание агрессивных, националистических настроений, прикрывающихся маской гражданского протеста. Многомесячный Майдан и является образцом такого агрессивного, безнаказанного протеста. Он породил в обществе волну подражания, поскольку накопился потенциал агрессии, которая ищет выход. Поэтому поведение такого общества в целом и решения отдельных политических лидеров могут оказаться непредсказуемыми, продиктованными массовой агрессией или паникой (это две стороны одного социально-психологического процесса).

Есть ли рецепты лечения толпы?

С одной стороны, для того, чтобы люди вразумились и успокоились, им нужна ясность представлений, четко декларированная долгосрочная программа действий, которая должна дублироваться по всем каналам массовой информации. Буквально в каждом телеэкране, на каждой газетной полосе, а также в интернете. Кроме того, нужны широкомасштабные социальные мероприятия, социальное антрепренерство и социальная терапия. Например, проекты, опирающиеся на локальных лидеров мнений, через которых возможно напрямую обращаться к населению. Это то, что во многих постсоветских странах, включая Россию, искусственно редуцировано. Мы живем в ситуации вакуума гражданского общества. Нет связи власти с обществом, потому что в обществе нет жизнеспособных массовых движений и проектов, а те, что есть – формальны или декларативны.

И на Украине - почему там все эти беды и произошли - общество было атомизировано. Партии и другие организации существовали как декларативные фантомы, а наиболее живыми и жестко спаянными оказались немногочисленные националистические, криминализованные движения, которые в итоге и стали диктовать всему обществу свой выбор.

В обществе сегодня - вакуум живых структур, наполненных действительным человеческим потенциалом, тех гражданских образований, движений, которые должны быть связующимзвеном между индивидом и государством. Их нужно срочно создавать, привлекая население к разным формам участия в общественной жизни, гражданской активности, ориентированным на решение личных проблем граждан. И в процессе вовлечения в эту активность разъяснять реальные перспективы общества, успокаивать людей.

В декабре 2011 года Путин на совещании Госсовета заявил, что России нужна массовая общенациональная психотерапия. Похоже, что сегодня на Украине такая терапия является предметом жизненной необходимости, чтобы общество смогло преодолеть кризис.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика