22 ноября, пятница

Учебник должен быть идеологически центристским

09 июня 2013 / 21:35
доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН

Я за предоставление нейтральных знаний о сегодняшнем дне. Без восхваления или обличения.

На совещании в Институте российской истории РАН был предложен текст, который, по общему мнению, получился сыроватый. Но я не склонен упрекать авторов. Перед ними были поставлены очень жесткие сроки и они, судя по всему, не имели прямого отношения к написанию учебников. Сейчас работа приняла более системный порядок, собираются поправки со стороны педагогов и ученых. На вчерашнем заседании состоялся предметный разговор об истории XX века. Обсуждался вопрос о том, с какого момента начинать изучать XX век, выявлялись основные моменты и разногласия, спорили о трактовке революции и гражданской войны и т.д.

Основная дискуссия развернулась вокруг методологии, а не идеологии. Специалисты хорошо друг друга знают, и учебник не дает идейные разногласия выявлять. Он должен носить центристский характер и опираться на данные, которые в научной среде носят общепризнанный характер. Спорили, например, о том, начинать ли изучение в 9 классе с начала века, с 1914 года или с 1917 года. Моя позиция: начинать изучение надо с начала века, чтобы хорошо понимать причины последовавших процессов.
Высказывалась и нетрадиционная точка зрения: заканчивать периодизацию НЭПа ранее 1929 года. Обсуждался вопрос, как датировать революцию. Делить ее нафевральскую и октябрьскую или считать единой российской революцией. Склонились ко второму варианту – единая российская революция и ряд ее этапов.

По вопросу о современной истории были голоса в пользу предложения министра культуры Владимира Мединского ограничить ее 2000 годом, но я отношусь к сторонникам той точки зрения, что изучение истории нужно завершать вчерашним днем. Иначе - из каких источников получат учащиеся это знание? Если об этом будут рассказывать обществоведы, то на полученных знаниях скажется тот факт, что они в истории не разбираются. Я за предоставление нейтральных знаний о сегодняшнем дне. Без восхваления или обличения. Какие мероприятия были проведены, какие мероприятия, когда состоялись выборы и т.д.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика