Электорат «Справедливой России» - частично городской средний класс и бюджетная интеллигенция – перестал ходить на выборы.
Если Левичева сменит Миронов, то «Справедливая Россия» избавится от руководителя, который в последней московской кампании приобрел ореол одиозности.
Другое дело, что смена Левичева на Миронова не меняет кардинально политической ориентации «Справедливой России». Партия была создана Мироновым как запасная партия власти, и ее структура изначально таила в себе противоречия. С одной стороны, это лоялистская партия, во всяком случае, в отношении верховной власти. С другой стороны, это все-таки оппозиционная партия. И это противоречие преследует «Справедливую Россию» с момента ее образования. В разные периоды, в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры партия сдвигалась либо в сторону лоялизма, либо в сторону оппозиционности.
Давайте вспомним 2011 год. В силу определенных обстоятельств «Справедливая Россия» стала главным выгодоприобретателем от оппозиционных настроений в тот период. Хороший результат эсеров на выборах в Госдуму на фоне протестных настроений сдвинул партию в сегмент оппозиционности. Мы даже помним, как Миронов надевал белую ленту. Затем политическая конъюнктура изменилась. После президентских выборов 2012 года Кремль перешел к стратегии жесткого встраивания системной оппозиции в политическую конструкцию, где системные партии были обязаны быть лояльными по отношению к верховной власти, они должны были отмежеваться от несистемной оппозиции. Миронов, трезво оценив изменившуюся реальность, решил кардинально перестроить политическую стратегию «Справедливой России», и партия перешла от оппозиционности к лоялизму. Миронов отмежевался от белоленточников, из «Справедливой России» были исключены отец и сын Гудковы, далее партия практически по всем законопроектам, вносимым Кремлем, голосовала «за».
И здесь Миронов перестарался, поскольку из лояльной оппозиции «Справедливая Россия» в последнее время превратилась в рьяных лоялистов, голосуя за спорные законопроекты. Апофеозом рьяной лояльности стали московские выборы с участием Николая Левичева. Он в своей кампании был главным критиком представителя несистемной оппозиции Алексея Навального. И в своем критическом запале в отношении Навального он превосходил даже ЛДПР.
Временами казалось, что эсеры хотят переплюнуть по лояльности даже вечно лояльных либерал-демократов. И это чрезмерный сдвиг в сторону лоялизма безусловно сказался на доверии к партии со стороны его традиционного избирателя. Электорат «Справедливой России» - частично городской средний класс и бюджетная интеллигенция – перестал ходить на выборы. В результате партия в ходе последней кампании понесла самые впечатляющие электоральные потери, что резко контрастирует с результатами партии декабря 2011 года.
Миронов сохранил партию, обеспечил ее существование в рамках новой политической конструкции, но он и Левичев допустили перекос в сторону лоялизма. Этот факт встретил внутренний протест в партии среди тех политиков, которые больше настроены на оппозиционность. Они считают, что более жесткая стратегия по отношению к правительству и даже к верховной власти допустима. Спикером этой группы стала Дмитриева. Она проявляет политический реализм, предлагая заменить Левичева на Миронова. Но она и сама не прочь занять высший пост в партии. И сточки зрения политического реализма позиция Дмитриевой адекватна, потому что электорат партии разочаровывается в «Справедливой России». Опасность в отношении «Справедливой России» исходит не столько от ее конкурентов и спойлеров, а именно от избирателя, который перестает голосовать. Дмитриева хочет этого избирателя хотя бы частично вернуть. А это можно сделать, если только партия займет более критическую позицию в отношении власти. Так что мы видим попытку качнуть маятник от рьяного лоялизма в строну центристского поля.
Против Левичева всегда была оппозиция в партии, указывавшая на отсутствие у него харизмы, на то, что он чрезмерно лоялен. Уход Левичева после его московского результата будет для «Справедливой России» благом, поскольку партия должна укрепить свои электоральные позиции.