Вступление Навального в избирательную кампанию было отмечено набором очевидно хулиганских действий.
Я сомневаюсь, что у несистемной оппозиции есть возможность устроить «бархатную революцию» или что-то еще в этом роде. На полном серьезе организовать восстание в Москве в случае проигрыша и непризнания результатов выборов – я не вижу такой возможности, особенно учитывая скептическое отношение москвичей к протестной мобилизации такого рода.
Тем не менее, просматривается выраженное желание подгадить основному кандидату. Создать ощущение, что второй тур или большой процент голосов для людей, не пустивших данного человека в избирательную гонку, не казался медом. Это ощущение как будто присутствует.
Не может реальный кандидат в мэры при всей своей оппозиционности не произносить ритуальных фраз о том, что он собирается как-то взаимодействовать с федеральной властью, хотя бы в силу ответственности за судьбу города и людей, которые за него проголосуют. Тот факт, что человек этого не делает, а скорее высказывается в духе «Приду и посажу Путина в тюрьму», вызывает недоумение. Правда, сейчас таких высказываний у Навального стало меньше, они были характерны скорее для начала кампании.
Но все-таки демонстративный отказ от сотрудничества с федеральной властью и набор не самых умных заявлений, в т.ч. от представителей его штаба, показывают, что желание насолить превалирует над стремлением победить. В то же время все может измениться в ближайшее время.
Что касается того, что они реально что-то спровоцируют и готовятся взять Москву штурмом – в это я, конечно, не верю абсолютно. Я просто не верю в их возможность это сделать при всем желании.
Вступление Навального в избирательную кампанию было отмечено набором очевидно хулиганских действий. Начальник избирательного штаба заявил, что Путин и мэр Навальный несовместимы. Навальный заявил, что он будет добиваться посадки президента. Началась вся эта история с дочками Собянина.
Сейчас этого меньше, может быть, отчасти потому что мы просто меньше его видим и слышим. Может быть, это начало какого-то переосмысления.
Можно допустить, что Навальный собирается включиться в этот процесс, например в качестве лидера какой-то партии. Но изначально его поведение оставляло впечатление демонстративного хулиганства: «Сейчас я наберу много голосов и испорчу праздник Сергею Семеновичу и всем тем, кто решил меня политически уничтожить». Сейчас я даже не знаю, на что расчет. Не думаю, что речь идет о массовом выступлении людей. У меня нет ощущения, что люди готовы сейчас массово кого-то поддерживать. Скорее по целому ряду причин у людей есть некое внутреннее раздражение всей кампанией в целом. Поэтому я не думаю, что 8 сентября набежит огромная толпа и т.д.
В конечном счете все зависит от того, как будет выглядеть в дальнейшем дискурс Навального – будет ли он действительно играть в системного политика, который аккумулирует оппозиционный электорат (тем более, освобождается ниша Прохорова – этот момент очень важен) или он будет продолжать играть роль хулиганствующего парвеню, который пытается провоцировать власть своими радикальными высказываниями. Но это зависит от него и его собственных амбиций.