26 апреля, пятница

Свердловская область – это многополярный мир

10 июня 2013 / 00:44
директор Института развития и модернизации общественных связей

Этот пост знаковый, на него нужен политический тяжеловес, уважаемый человек, который сможет вступать в диалог с политическими силами и ФПГ.

Как вы полагаете, в чем смысл отставки Багарякова?

Кто-то должен был уйти в отставку. Это имело имиджевый и политический смысл.  Багаряков считался человеком, который занимается решением внутриполитических проблем Свердловской области, фактически был правой рукой губернатора. Помимо того, что он занимает пост замглавы администрации, он является близким губернатору человеком в смысле дружбы, личных взаимоотношений.

Разговоры о том, что его уволят после выборов, если они не закончатся победой Силина, ходили давно. Еще полгода назад элиты об этом говорили. Вообще Багаряков не устраивал все элиты одновременно, потому что его способы решения вопросов были несколько непривычны для Свердловской области.

В каком смысле? Слишком радикальные?

Свердловская область – это многополярный мир, тут представлено очень много крупных финансово-промышленных групп (ФПГ), здесь чаще нужно искать компромиссы, а не принимать прямолинейные решения. Многие эксперты сразу говорили, что должность, которую Багаряков занимал несколько не по нему.

Он не был тем эффективным политтехнологом, каким его называли, потому что ничего особенного на минувших выборах он не показал.

Вполне возможно, что  такая ритуальная отставка близкого к губернатору человека была осуществлена, чтобы сохранить самого губернатора. Если честно, даже не получается представить, кого можно было вместо него отставить в Свердловской области, потому что Багаряков де факто занимал основной «политический» пост в регионе. Все закономерно: раз остается губернатор, значит, уходит человек, на которого традиционно взвешивали всю ответственность за внутреннюю политику в области.

Очень разные мнения высказываются о Багарякове. С одной стороны говорят, что он близок к Куйвашеву, а значит, лично губернатор не был заинтересован в его увольнении, значит, попросили из Москвы. Но в то же время пишут, что якобы в Москве были очень довольны работой Багарякова, потому что он чуть ли не главный инициатор политического проекта «Уралвагонзавод». Как понимать эти противоречия?

Не нужно сравнивать кампанию президента Путина с региональной. Там была заранее прогнозируемая победа. У каждой такой победы сразу появляется масса «творцов», масса «родителей», и все говорят, что это именно их заслуга, потому что всегда очень легко побеждать с партией власти, с тем, кто победит 100%.

А вот когда пришла пора проявить настоящее политтехнологическое мастерство и победить в ситуации слабого Силина, популярного Ройзмана и агрессивного Буркова – тут он ничего сделать не смог. Более того, как все говорят, он совершил роковые шаги для Силина. Тут хотя бы вспомнить спойлера от Партии пенсионеров, который однозначно «откусывал» электорат у Силина.

Честно говоря, лично я сильно сомневаюсь, что он был каким-то гением PR. Тот же Уралвагонзавод: там все руководство Свердловской области можно смело причислить туда. Тогда, например, Куйвашев работал полпредом. И т.к. [экс-губернатор Свердловской области Александр] Мишарин в то время находился на больничном после аварии, говорили, что все, что сделано в области это делал лично Куйвашев, а Багаряков был его ближайшим подручным. Но мы  же никогда не узнаем, как там было на самом деле.

Но если говорить про последнюю кампанию, то уже с середины июня огромное количество специалистов по предвыборным технологиям прямо указывали, что кампания Силина идет неправильно. По пунктам разбирали. И в конечном итоге все так и вышло – Силин проиграл.

А что касается роли губернатора в отставке Багарякова. Куйвашев же не сам по себе. Он живет в области, где представлены интересы массы ФПГ. У нас тут базовые предприятии «Ренова», на севере области есть «Русал», УГМК, «Евраз». Это всероссийские тяжеловесы. И губернатор вынужден учитывать их интересы, быть в консенсусе. И вот Багаряков, при всем моем уважении к нему, не мог быть таким человеком, который может вести диалог с человеком, например, уровня [председателя совета директоров группы компаний «Ренова», самого богатого человека России Виктора] Вексельберга. Это несопоставимые фигуры.

То есть на его место нужен более опытный, авторитетный человек?

Ну, это дело губернатора. В свое время [экс-губернатор Свердловской области Эдуард] Россель тем и занимался, что разруливал интересы крупнейших группировок.

Кто, на ваш взгляд, вместо Багарякова этим займется в ближайшее время?

На данный момент, как на уровне всей России, так и на уровне Свердловской области существует серьезный дефицит кадров. Сейчас можно смело говорить, что у губернатора толком нет команды. Что-то осталось в наследство от Мишарина, что от Росселя. Каких-то ярких личностей, на которых сейчас можно было бы взвалить всю внутреннюю политику, я даже представить себе не могу. Этот пост знаковый, на него нужен политический тяжеловес, уважаемый человек, который сможет вступать в диалог с политическими силами и ФПГ. Я бы даже сказал, что этот человек во многом определит дальнейшую судьбу губернатора.

Но кто это будет, я пока даже не предполагаю.  Люди поговаривают, что это может быть кто-то из старой команды, но кто неясно.

Я слышал вариант [заместитель руководителя администрации губернатора Свердловской области, директор департамента информационной политики] Вадим Дубичев или близкий к областной администрации политолог Андрей Кузнецов.

При всем моем уважении к ним – это хорошие политтехнологи, уважаемые люди – но птицы не того полета, чтобы быть ответственными за направление. Когда был Россель у него руководителем администрации был  Вениамин Голубицкий. Это монстр, политический тяжеловес, который потом ушел в «Ренова».

Кузнецов и Дубичев – это технологи, но не политические фигуры. Их могут назначить и я даже этому не удивлюсь, но это еще скромнее, чем Багаряков. 
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика