Во всех этих акциях крайней оказывается варшавская мэрия.
В день независимости Польши, 11 ноября, принято устраивать две демонстрации. Одна является официальной и проходит под патронажем президента страны Бронислава Коморовского под лозунгом «вместе за независимость». На нее собирается весь официоз и шагает по улицам Варшавы к президентскому дворцу. Это скучная бюрократическая акция, хотя в ней участвует достаточно много граждан.
Есть и параллельная акция польских националистов — «Всепольской молодежи», «Руха народовы» и других. Это, как правило, 40−50 тысяч человек. По традиции их марши сопровождаются неприятными инцидентами. В прошлом году и вовсе случилось из ряда вон выходящее событие — было совершено нападение на посольство России. При этом польские СМИ недавно пытались доказать, что это нападение было организовано польскими спецслужбами.
В этом году провокаций не было, все шло по традиционной схеме — задержание десятков участников. Ничего сверхъестественного.
Если говорить об особенностях этой демонстрации, то следует отметить очень резкую критику действующей власти. Прежде всего экс-премьера Дональда Туска, который с 1 декабря возглавит Евросоюз. Косвенно это бьет по правящей партии — «Гражданской платформе» и их младшему партнеру — Польской крестьянской партии.
Смысл претензий к правящей элите — игнорирование национальных интересов Польши. Польская политика свелась к борьбе проамериканских сил с пронемецкими. С учетом доминирования этих сил говорить о немедленном эффекте от выступлений националистов не приходится. Но ситуация меняется, и в избирательные кампании по выборам президента в августе и выборам в Сейм в ноябре 2015 года может быть привнесен националистический дискурс. Избиратель может задуматься: руководствуется ли Варшава своими интересами или идет в фарватере евроатлантического консенсуса.
Как правило, во всех этих акциях крайней оказывается варшавская мэрия. В прошлом году, например, сломали радугу, которую польские националисты посчитали символом ЛГБТ. Они разворотили мостовую и выдернули кучу деревьев. Мэрия даже пыталась выставить правительству счет, но безуспешно.