19 апреля, пятница

«Секретность» опросов общественного мнения – это нонсенс

22 августа 2013 / 20:29
Президент исследовательского холдинга «Ромир», директор-координатор Gallup International/WIN по Восточной Европе и странам СНГ

К сожалению, социология в настоящее время это больше раздел пропаганды. .

Я думаю, что здесь проблема в возрасте нашей электоральной системы. Мы еще очень молоды и у нас еще есть не только детские болезни, но и подростковые комплексы.

Ответ очевиден. К сожалению, социология в настоящее время это больше раздел политтехнологий, политологии, пропаганды. Если в развитых странах, с точки зрения опыта, избирательной системы рейтинги – это есть некая объективная информация и на нее опираются при разработке стратегии, корректировки тактики, то у нас, к сожалению, это в большей степени инструмент воздействия на избирателей, спонсоров, власть. Адресатов много.

А говорить о неких «закрытых», «секретных» рейтингах, на которые подчас ссылаются кандидаты, вообще бессмысленно. Эта постановка вопроса абсурдна. Когда у тебя есть некие «секретные» данные, то не говори о них. Коли они «секретные» - пользуйся ими. А если ты их оглашаешь, то есть они становятся публичными. Да и вообще «секретность» опросов общественного мнения – это нонсенс.

Мы в свое время активно участвовали в электоральных циклах конца 90-х – начала нулевых и исследовали вопросы того, как оглашение рейтингов влияет на избирателей. Это влияние есть, другое дело, что эти цифры не влияют на всех избирателей или влияют они по-разному. По различным оценкам, и отечественным, и международным, считается, что где-то треть избирателей корректируют свой выбор относительно тех цифр соцопросов, которые транслируются через СМИ. При это не всегда это линейные корреляции. Кто-то, наоборот, будет отдавать свой голос вопреки и не будет следовать за лидером соцопросов. Влияние есть и влияние большое. Именно поэтому в России социологию публикуют для того, чтобы повлиять на выбор избирателя. Для этого еще в конце 90-х принимались поправки, которые оговаривали время выхода соцопросов в СМИ и те данные, которые должны быть в сообщении о соцопросе указанны: источник финансирования, срок проведения, выборку, месту проведения и так далее.

Да и способы проведения опросов не всегда прозрачны. Телефонный ли это опрос, уличный, он-лайн, к которому также возникает скептическое отношение? Отсюда пропаганда и дискредитация социологии.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика