Условия, на которых Украина вступала в ВТО, сильно отличаются от условий, на которых вступала Россия и сейчас будет вступать Казахстан.
Есть ли в нынешнем кризисе отношений между Украиной и Россией политика или же это, что называется, деловые отношения?
Деловые отношения между государствами часто превращаются в большую политику. На Украине в Евросоюз тянется вся политическая элита. Янукович в каком-то смысле идет у нее на поводу, потому что в 2015 году у него выборы. И вопрос о евронаправлении на них будет одним из самых важных.
Кризис в отношениях между Россией и Украиной длится не первый год. Он продолжается столько, сколько существуют независимо эти страны. Это был вопрос по поводу Керченского пролива – конфликт с Кучмой. Потом была серия конфликтов с президентом Виктором Ющенко и его администрацией. Теперь в острую конфликтную фазу вышли отношения при президенте Януковиче. Получается, что вне зависимости от того, кто является президентом Украины, в определенный момент нестабильные отношения между двумя странами приобретают форму острого кризиса, который получает экономическую форму.
Смысл нынешнего кризиса - в принципиальной мировоззренческой разнице во взглядах на политическую реальность. Украинский взгляд на реальность очень краткосрочный и приземленный: сегодня надо заработать, поэтому мы что-нибудь с газом придумаем, а завтра выборы, поэтому мы не может отказаться от ЕС. Российский же взгляд несколько иной. Он тоже не без минусов, но в его основе жесткий прагматичный реализм.
На самом деле, в Евросоюзе Украину никто не ждет, он и так уже захлебнулся своей интеграцией. А вот впустить ее в зону свободной торговли для ЕС было бы выгодно. В условиях кризиса возможность сбросить в эту страну излишки товаров была бы им полезно. Соответственно то, что происходит на границе с Россией, укладывается в эту логику: если Украина открывает границу в Европу, то мы свою с ней будем вынуждены закрыть. Потому что под видом европейского товара к нам потоком пойдет китайский контрафакт и другая некондиция, которая скопилась в Европе. Достаточно вспомнить историю пятилетней давности с польским мясом, которое оказалось просроченным бразильским. Нам это совершенно не нужно.
На Украине считают, что русские смирятся с новой реальностью, когда она настанет. А там, мол, договоримся. Эти действия (усиление проверки товаров на границах с Россией – ред.) показывают – будет вот так. Хотите двигаться в Европу – пожалуйста. Но будет вот так. Это действие со стороны России по принуждению к учету ее интересов. Тогда как на Украине считают, что должны учитываться лишь ее интересы.
История с вступлением Украины в Таможенный союз тоже нетривиальна. Дело в том, что условия, на которых Украина вступала во Всемирную торговую организацию, сильно отличаются от условий, на которых вступала Россия или сейчас будет вступать Казахстан. Для Украины они очень невыгодны. Поэтому сейчас процедуры по присоединению Украины к Таможенному союзу будут означать чрезвычайно серьезный конфликт с ВТО. Такого в истории Организации вообще никогда не было. К этому не готов никто. И поэтому всерьез никто такую схему не рассматривает. А это уже заденет интересы крупного украинского капитала, например металлургии, который испытывает определенную выгоду от вступления в ВТО.
Так что Украина пытается маневрировать между Западом и Востоком, а также внутри страны. Янукович, чьей администрацией серьезно недовольны, пытается таким образом соблюдать баланс. Промежуточное состояние для него было бы точно выгодным. Но к этому не готовы в России. Судя по реакции в Брюсселе, там тоже вопрос ставят жестко: или - или.
Получается, что и в Москве не очень-то и ждут присоединения Украины к тем или другим, а требуют поддерживать экономический нейтралитет?
Я бы так не сказал. Нет ни одного заявления официальных лиц, которое бы подтвердило это. И президент, и премьер, и советник Глазьев говорят Украине – "Добро пожаловать!"
Это вопрос сложного переговорного процесса. Украина предлагает схему 3+1. Но это неприемлемый вариант, потому что он не реалистичен. По нему Украина берет преференции от ТС - то есть открытые рынки стран ТС, сбыт своей продукции, преференции по энергоносителям – но на себя никаких обязательств не берет.
С такой позицией Украины Россия и страны СНГ сталкиваются последние 22 года. В СНГ, где все решаются консенсусом, очень многие вопросы подвешивались Украиной. Позиция этой страны в СНГ всегда самая неконструктивная. Поэтому нынешний кризис - это не столько принуждение к ТС, сколько столкновение с реальностью.
Чем все закончится в более отдаленной перспективе?
Сложилась многовариантная ситуация. На сегодня позиции на Украине тех, кто хотел бы более активной интеграции на Восток, в сторону России и ТС, они очень слабы. Политически они никак не оформлены. На Украине не найти ни одной приличной политической силы с электоральным потенциалом, которая бы выступала последовательно за развитие интеграции на Восток. Это при том, что значимая часть населения - примерно половина - хотела бы этого. Но они никак в политике не представлены. Они голосуют за Януковича, выбирая меньшее из зол.
Получается, что все это, прежде всего, политический кризис на самой Украине, а не между государствами.
Я бы сказал, что долгосрочное планирование и политический реализм политической элиты Украины перманентно, на протяжении 20 лет создает кризисные ситуации в отношениях Украины со странами как на Западе, так и на Востоке.
Вот смотрите, Янукович уже три года у власти. У Украины кризис с Европой из-за Тимошенко, кризис с Россией из-за торговых связей.
А в чем практический смысл вот такой конфликтной политики?
Это не конфликтная политика. Просто украинская политика обращена не вовне, а вовнутрь. Делается только то, что выгодно внутри страны и исходя из тактических соображений без учета внешних последствий. Это в каком-то смысле инфантильная позиция, так себя ведут обычно очень неразвитые организмы.