У меня есть сомнения по поводу того, что действительно большинство беженцев хотят остаться в России.
Все зависит от оценки исходной ситуации. У меня есть сомнения по поводу того, что действительно большинство беженцев хотят остаться в России. Как показывает опыт других конфликтов, большая часть беженцев возвращаются на место постоянного проживания в течение месяца-двух, максимум трех. Такая картина наблюдалась, например, в Приднестровье, когда большинство временных переселенцев через три месяца вернулось на места своего проживания.
Те же, кто принял для себя решение не возвращаться, - это в основной массе люди, принявшие вынужденное решение, прежде всего те, кто вступил в жесткое противостояние с нынешними украинскими властями, возможно, с оружием в руках. Даже если они будут амнистированы, они вряд ли решатся вернуться.
Что касается данных ФМС, то я хотел бы посмотреть на подробные результаты анкетирования — как была составлена анкета, кто анкетировал, какой была методика и так далее.
Тот факт, что большинство не подает заявления о предоставлении им статуса временного убежища или тем более статуса беженцев, означает, что они рассчитывают вернуться домой.
Среди тех же, кто подает заявление на предоставление временного убежища, значительна доля тех, кто стремится воспользоваться сложившейся ситуацией, чтобы легализовать свой статус. Я не говорю, что все беженцы таковы, но их доля значительна.
По действующему порядку граждане Украины могут пребывать без разрешения на работу и трудового контракта на территории России 90 дней из 180 дней. А у большинства граждан Украины в России никаких трудовых договоров нет и сложившаяся конъюнктурная ситуация позволяет им легализоваться.
Российская Федерация для социализации беженцев прежде всего должна добиться легализации их пребывания в России. Как видно из заседания правительства, принято решение о расширении квот для граждан Украины, но всего на 50 тысяч. Это небольшое, несораизмеримое расширение, если большинство граждан Украины и впрямь захотят остаться в России.
Чтобы Россия смогла создать условия для этих людей и предоставления им в дальнейшем гражданства, нужно еще ряд вещей. В частности, предоставление жилья — чего мы не можем сделать, работы, которая их устраивает, чего мы тоже не можем сделать, поскольку они будут конкурировать на рынке труда с российскими гражданами. Вообще главный вопрос, для вынужденных переселенцев — это жилье и социальные связи. Если они готовы отказаться от этого по месту постоянного проживания, то они могут захотеть остаться.