27 апреля, суббота

Речь Ходорковского на Майдане не была эмоционально убедительной

03 октября 2014 / 19:41
политолог, журналист, кандидат философских наук

Немцы прислали Ходорковского в Киев для того, чтобы сделать нынешний киевский режим и майдан в целом договороспособным .

Лично я, анализируя ситуацию с приездом Ходорковского в Киев, могу предположить только две гипотезы. Либо Михаил Борисович решил показать себя новым Герценом, стать лидером политической эмиграции, из-за границы бороться за вашу и нашу свободу. Но тут следует отметить, что речь Ходорковского на Майдане не была эмоционально убедительной. Он и до этого нечасто выступал на митингах, видно было, что ему было тяжело говорить.

И, как второй вариант, и этот вариант кажется мне более вероятным. Так как Ходорковский освобожден при посредничестве немцев, они его прислали для того, чтобы сделать нынешний киевский режим и Майдан в целом договороспособным. Сегодняшняя киевская власть мне представляется абсолютно автономной и неподконтрольной даже Европейскому Союзу, режим уже сам начинает пытаться манипулировать Западом.

В этой ситуации все надеются на то, что часть ответственных западных лидеров всё-таки принудят новый киевский режим к подписанию соглашений, вступлению в переговоры с Россией. А на данный момент ясно, что ни каким переговорам Киев сейчас не готов. Вспомнить хотя бы историю с Тимошенко, когда все её попытки захватить лидерство на Майдане оказались беспочвенными.

То есть, возникает предположение, что Ходорковский-это попытка переформатировать киевский режим. Хотя бы заставить считаться с тем, что на Украине в том числе живут и русские, что с ними надо считаться, включать их в политическую жизнь. Одно дело, когда это говорит российский журналист на телевидении, и совсем другое, когда это говорит Ходорковский на Майдане.

Я допускаю, что понадобился человек, который донес бы до Майдана ту мысль, что он, при всей своей революционной энергии, не является выразителем интересов всей страны.

Когда толпа на Майдане, при виде Ходорковского начинает кричать «Россия, вставай», значит, она может увидеть Россию и в Крыму, и в Донецке, и в Харькове и понять, что эта Россия совершенно в своем праве не принимать их, также как и Майдан в праве не принимать свергнутый режим. Я не исключаю, что некоторые вменяемые западные политики хотят таким образом подтолкнуть киевский режим к конструктивному диалогу.

Косвенное подтверждение этому - призыв Ходорковского на майдане остановить гражданскую войну. Я, конечно, могу ошибаться, и мы можем увидеть в лице Михаила Борисовича ещё одну реинкарнацию Саакашвили, но что-то заставляет задуматься о том, что все не так просто.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика