16 июня, воскресенье

Реального обсуждения проблем опросной социологии не будет

19 сентября 2013 / 22:05
директор по исследованиям Фонда социальных исследований

Образ социологии в общественном мнении сам по себе представляет собой проблему, но более острые проблемы связаны с ситуацией внутри индустрии.

Мне довольно сложно оценить текст Игоря Задорина целиком, потому что, с одной стороны, я согласен со многим из того, что в нем говорится, с другой стороны, на мой взгляд, здесь не говорится главного о том, в чем состоят проблемы сегодняшней опросной социологии и в т. ч. предвыборной социологии. Позиция, выраженная по отношению к политтехнологам, мне понятна. Какого-то плана по обсуждению реальных проблем, существующих в электоральной социологии, мне кажется, здесь нет.

Мне кажется, максимум чего можно на сегодняшний день добиться – это более-менее открытые данные: выложить в открытый доступ массивы, выложить какие-то более подробные таблицы распределений. Но здесь те же «социологи Навального» идут не медленнее, а местами даже быстрее, выкладывая «сырые» данные оперативнее, чем это делают профессиональные компании. Мне кажется, что реального обсуждения проблем, существующих сегодня в опросной социологии не будет в силу скорее даже хозяйственно-экономических, чем политических проблем, хотя и они тоже будут. Хозяйственных и экономических стимулов, которые бы подвигали поллстеров к обсуждению данной темы, на сегодняшний день не существует.

Игорь Вениаминович (Задорин – ред.) как большой знаток нашей индустрии понимает, что продвинуться в этом направлении на сегодняшний день крайне затруднительно, а, на мой взгляд, – невозможно. Поэтому он просто артикулировал какую-то позицию по отношению к смежникам в лице политтехнологов, против которых и направлен пафос материала. С пафосом в отношении политтехнологов я, конечно, согласен. Они очень часто используют социологические данные как, собственно, произведенные социологическими опросными кампаниями, так и придуманные самостоятельно. Выдавая сомнительные цифры за социологические опросы, либо манипулируя реальными данными социологов в своих интересах, политтехнологи прикрываются авторитетом науки, к которой по-прежнему велико общественное доверие. Образ социологии в общественном мнении сам по себе представляет собой проблему, но, на мой взгляд, более острые проблемы связаны с ситуацией внутри индустрии, а не с тем, как к ней относятся какие-то соседние бизнесы.

Если мы говорим об опросных технологиях, связанных с проведением предвыборных опросов или прогнозированием электоральных сюжетов – то, к чему российская опросная социология, казалось, была готова в течение последних 10-12, оказалось для нее серьезной проблемой. Есть довольно очевидные проблемы, связанные с прогнозированием явки на выборы, распределением голосов и т.д. Это первое. Во-вторых, есть очевидные проблемы с качеством проведения исследований. Мне хотелось бы решать те проблемы, которые лежат внутри индустрии и находятся в моей компетенции. Я ограничен в воздействии на формирование образа социологии в глазах общественного мнения, СМИ, интернет-пространстве.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика