В момент наибольшей предсказуемости всегда усиливается страх перед случайным.
Резкое расширение провластного ядра приводит к падению результатов партий, близких к центру. «Справедливая Россия» показала себя как партия-банкрот, вернувшись к показателям 2009 года.
При этом каждый раз при расширении провластного ядра усиливаются маргиналы.
Эксперты говорили, дескать надо, изменить партийное меню перед выборами 2016 года. Этим решался бы не только вопрос, куда пристроить урапатриотических депутатов, но и вопрос бойкота выборов теми, кто не видит в числе кандидатов своих. Мол, надо затолкать в Думу националистов и либералов – хоть тушкой, хоть чучелом. Не уверен, что это правильное решение – оно требует пересмотра правил игры, а также серьезных административных инвестиций в политический рынок. Полагаю, что стабильные правила важнее, чем новые изыски политических дизайнеров. Ведь даже если исходить из логики предлагающих новые реформы экспертов, и открывать дорогу в Думу правым, то в таком случае пострадает скорее «Единая Россия» и ОНФ, которые показали себя на этих выборах хорошим провайдером для поклонников тезиса «Крым наш».
Выборы 2014 года показали высокий уровень предсказуемости, это плюс. И если бы выборы в Госдуму проводились на днях, то при увеличившемся числе партий «на входе», на выходе думские кресла разделило бы, возможно, даже меньше партий, чем ныне там присутствует. И это, возможно, минус. Технически, двухлетний срок до выборов 2016 года выглядит управляемым и предсказуемым. Но, не все так однозначно.
Ведь в момент наибольшей предсказуемости всегда усиливается страх перед случайным происшествием. Текущий и следующий год – это время, когда будут ждать сюрпризов. Поиск способов избежать опасного неизвестного с одной стороны и поиск способов разыграть страх перед ним – вот что станет в центре политической повестки ближайшего года.