22 ноября, пятница

Против возвращения графы «против всех» - весь международный опыт

27 сентября 2013 / 15:51
политолог, заместитель директора Центра политической конъюнктуры

Мотивация протестного голосования сместилась в сторону выбора среди альтернатив, а не к простому декларированию своего недовольства.

Все публичные аргументы, которые пока приводят сторонники возвращения графы «против всех», не выдерживают критики. Появление возможности голосовать против всех предложенных кандидатов или партий не будет содействовать ни повышению политической легитимности, ни существенному увеличению явки, ни послужит и корректным сигналом о состоянии протестных настроений в обществе. Мотивация протестного голосования сместилась в сторону выбора среди альтернатив, а не к простому декларированию своего недовольства, и это, к слову, идет на пользу партийной системе.

Не на стороне этой инициативы и международный опыт. На сегодняшний день голосование против всех («ни за одного из…») кандидатов используется в весьма малом числе стран – на Украине и штате Невада (там предлагают голосовать против всех), в Греции, Испании, Колумбии предлагают поставить галочку в бюллетене напротив пустой графы. В Бангладеш такая графа была введена в 2008-м, попробовали такую опцию для голосования ввести в Бангладеш на выборах 2013 года, но передумали. К слову, в некоторых американских штатах предложение о введении голосования ни за одного из кандидатов выносилось на референдум, но с треском проваливалось.

В российских реалиях мишенью этой инициативы могут стать харизматичные политики-аутсайдеры и технология голосования «за любую другую партию кроме…». Не зря Владимир Рыжков и Михаил Прохоров выступили с ее поддержкой.

Прошедшие 8 сентября выборы в регионах показали, что кампании по демобилизации протестного электората дают ограниченный эффект в существующих законодательных и технологических рамках. Они далеко не везде срабатывают. Там, где выдвигаются харизматичные политики, у технологов их оппонентов возникает спрос на институциональные возможности по канализации эффекта контрпропагандистской кампании, что и может выполнять голосование против всех. Однако мотивация приходить на избирательный участок и голосовать против всех - сильно преувеличена.

Возвращение голосования «против всех» может рассматриваться и как подпорка для «старых» парламентских, прежде всего, оппозиционных, партий, которые в перспективе могут стать основными жертвами харизматичных аутсайдеров. Опять-таки, здесь можно вспомнить результаты московской кампании и провал кандидатов от «системных» партий.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика