29 марта, пятница

Происшедшее укладывается в политические традиции Абхазии

06 марта 2014 / 02:53
заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН

Люди разочарованы тем, что в стране ничего не меняется, ничего не улучшается.

Как вы считаете, в связи с чем события в Абхазии развивались так неожиданно и стремительно?

Это самый интересный вопрос, потому что информации действительно очень мало. Все время говорится о неких повлиявших на развитие событий силах.
Прежде всего, нужно сказать, что все это укладывается в политические традиции Абхазии. Не впервые сход оказывает реальное влияние на политику. Причем все происходит достаточно мирно, огромные массы людей просто собираются, перекрывают административные здания, препятствуя их работе.

Говоря о причинах, вполне возможно, что люди разочарованы тем, что в стране ничего не меняется, ничего не улучшается. Абхазии трудно вписаться в мировую инфраструктуру. Даже целесообразность развития туристического кластера для страны под вопросом – слишком сильна конкуренция. Во всем мире инфраструктура туризма уже развита и привлекательна. Вот сейчас как прямой конкурент Абхазии еще и Крым подключился.

Есть еще один важный фактор.

До сих пор в стране имеет высокое влияние поколение ветеранов войны с Грузией, их голос имеет определяющее значение. Они оказывают существенное воздействие на снятие президента, который потерял авторитет, не оправдав надежд.

На слуху сейчас две конспирологические версии. Согласно первой, Анкваб тайно сотрудничал с грузинскими политиками, что косвенно подтверждает скандал с выдачей паспортов гражданам Грузии, живущим в Абхазии. По второй версии, Анкваб неким образом препятствовал сближению Абхазии с Россией. На ваш взгляд, что-то из этого правдоподобно?

Это словестные спекуляции, нет достаточного количества фактуры, чтобы что-то утверждать. К сожалению, нам очень мало, что известно о лидерах митинга, о руководителях переворота.

Я действительно слышал о том, что грузинам выдаются паспорта. Но это происходило и раньше, при прежних президентах. И действительно, Анкваб был не самым желанным кандидатом на выборах в 2011 году. Тогда активно ходили слухи о том, что Россия ставит на другого – на Рауля Хаджибу.

Возможно, Анкваб хотел повысить свою политическую субъектность, несколько противопоставить себя, чтобы получить больше денег из России. Такой политический шантаж. Но я бы не стал это утверждать, потому что крайне мало информации. Неизвестны даже лозунги, нет возможности понять, какой политический дискурс обслуживал эту революцию.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка