20 апреля, суббота

Проект «Ходорковский» с самого начала был обречен на неудачу

21 октября 2013 / 23:03
политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований

Я не представляю себе обстоятельств и условий, при которых Ходорковский смог бы встать во главе российского государства.

Подоплека ареста Михаила Ходорковского была политической или уголовной, экономической?

Чем дальше во времени мы отдаляемся от этого события, тем больше становится ясным, что причина ареста Ходорковского была связана с предпринимательской деятельностью. Только в последующем вся эта история политический характер. Уже задержанный Ходорковский стал довольно быстро превращаться в оппозиционный политический проект.

Ходорковский не скрывал своих политических амбиций. Если представить, что ему удалось их реализовать и он бы стал главой государства, что было бы со страной?

Можно выдвинуть по этому поводу любое предположение, но с самого начала следует сказать, что я не представляю себе обстоятельств и условий, при которых Ходорковский смог бы встать во главе российского государства.

Сейчас есть основания считать политический проект под названием «Ходорковский» спойлерским проектом. То есть, это был проект, с самого начала обреченный на неудачу. Самой главной задачей этого проекта было нанести ущерб российскому государству и лично Владимиру Путину. Никаких серьезных возможностей для успешной реализации политического проекта «Ходорковский» не было.

А сейчас Ходоровский остается политической фигурой или же его влияние уже утеряно?

С самого начала внимание к Ходорковскому удерживалось при помощи постоянных усилий извне. Политической фигурой он был создан также извне. Сейчас он утратил в значительной степени «свежесть» и интерес к себе. В политическом поле появились другие антисистемные фигуры и сейчас есть основания говорить, что как политический проект Ходорковский находится в упадке.

Как вам кажется, чем он будет заниматься, когда выйдет на свободу? Будет ли он заниматься политикой?

Сложно сказать. Мне кажется, что люди, которые сделали из Ходорковского политический проект, в полной мере эксплуатировали его личные предпочтения, его интерес к общественной деятельности, о котором он заявил незадолго до своего ареста. Сейчас очень трудно сказать этот интерес Ходорковского к общественной или политической деятельности сохранится у него и будет активным после того, как он выйдет на свободу. Известно, что тюремное заключение сильно меняет человека. Правда всегда или часто остается под вопросом, в какую сторону измениться человек.

Ходорковский не скрывал, что он был ориентирован на Запад. Будут ли западные круги подталкивать его к политической деятельности?

Вероятность такого поворота событий достаточно велика, несмотря на то, что как медийная фигура Ходорковский переживает спад и утратил новизну. Было явно продемонстрировано, что он не способен собрать вокруг себя в достаточной степени общественные симпатии, несмотря на то, что ему создавался статус невинно пострадавшего человека. Тем не менее, в это проект были вложены очень большие средства.

Я бы на 100% не исключил вероятность того, что при каком-то повороте событий этот проект может быть активирован снова. Например, если неудачу потерпят другие оппозиционные антисистемные проекты, скажем, если выясниться, что проект «Навальный» окончательно провалился.

Мы все были свидетелями, как адвокаты Ходорковского бились в суде на протяжении многих лет за его освобождение. По-вашему, почему он не попросил президента о помиловании?

Я думаю, это связно с той общественной жилкой, о которой он сам сообщил. Ходорковский с самого начала захотел стать героем-мучеником и в этом его очень активно поддерживали извне. Собственно говоря, это единственная причина, по которой извне ему оказывалась очень большая и длительная поддержка.

Чисто по-человечески Ходорковский вызывает сожаление, но сожаление, связанное с тем, что человек выбрал неправильный путь. Он выбрал путь, который способен разрушить его жизнь.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика