26 апреля, пятница

Приятно, что в Москве появится улица Чавеса, но власти скорее преследуют здесь цели самопиара

27 июня 2013 / 17:02
доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН

Дружба с Уго Чавесом была ничем не обязывающим символом.

Фигура Чавеса, разумеется, прежде всего, имеет значение для Латинской Америки. Это человек, который бросил вызов империализму США, бросил вызов принципам, которые сейчас господствуют и в нашей стране – принципам капитализма. Конечно, можно спорить о том, насколько он вообще понимал, что такое социализм. Скорее его политика была умеренно социал-демократической, но многие венесуэльцы ему благодарны за то, что он улучшил их материальное положение. Его система была менее коррупционной и менее авторитарной, чем в нашей стране, насколько мы можем судить через океан. Я думаю, что это весьма достойное имя.

Если говорить о значении фигуры Уго Чавеса для нашей страны, я бы отметил следующее. Наше сотрудничество с Венесуэлой строилось на коммерческих основаниях. Поскольку наша страна является большим сырьевым придатком (в переводе на язык нашей элиты – великой энергетической державой), мы преуспели в сфере добычи сырьевых ресурсов. На взаимовыгодных условиях мы сотрудничали с Венесуэлой. Также наша страна является экспортером вооружения, и за наличную валюту мы экспортировали оружие не только в Индию, но и в Венесуэлу. Политический аспект этого сотрудничества состоял в том, что наше руководство пыталось представить себя не таким капиталистическим и не таким коррумпированным, как оно есть. Политическая составляющая здесь – это имитация противостояния западным центрам.

Наше руководство все время пытается выглядеть более социальным и более демократическим, чем оно есть на само деле.

Оно пытается делать вид, что в какой-то степени противостоит США. Хотя на самом деле после вступления  России в ВТО все иллюзии на этот счет развеяны. Дружба с Уго Чавесом была ничем не обязывающим символом -  прежде всего во время президентства Медведева – нашего своеобразного участия в антиимпериалистическом фронте, хотя на самом деле это, конечно, было не так.

Уго Чавес вызывает уважение как историческая личность. Я включил его в свой учебник, еще когда он был жив. Лично мне приятно,  что у нас в стране будет улица Уго Чавеса, но наши власти здесь скорее преследуют цели самопиара, что вполне естественно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика