21 ноября, четверг

Потребкоопераций сейчас не хватает, они у нас в каком-то загоне

14 ноября 2014 / 19:27
председатель Союза потребителей России

Преуспеют прежде всего, те услуги, от которых люди не смогут отказаться. .

— На ваш взгляд, в условиях кризиса, какие виды бизнеса, связанного с услугами, могли бы преуспеть?

- Прежде всего, те услуги, от которых люди не смогут отказаться. Всегда, например, в сложные периоды растут цены на продукты, которыми питаются самые бедные люди. Им же уже отступать некуда, нет ничего дешевле.

Есть услуги, которые будут погибать быстрее. Например, парикмахерские, потому что часть людей постепенно перейдут на домашнюю стрижку, или ресторанный бизнес. Но, с другой стороны, вполне может появиться более экономичный сегмент, организованный силами потребительской кооперации. Например, во времена НЭПа потребкооперативы создавали рабочие столовые.

Потребкоопераций сейчас не хватает, они у нас в каком-то загоне, хотя по закону они не запрещены и даже регулируется. Видимо, не хватает инициативы, хотя это реально могло бы быть выгодно. Представьте, сотрудники больницы, школы или вуза создают потребительский кооператив, нанимают какого-то предприимчивого человека, который договаривается с поставщиками. В результате они экономят существенную часть издержек на посредничестве. Я надеюсь, такой опыт рано или поздно появится.

— За счет чего, предприятия могут стать более конкурентоспособными в кризисных условиях?

- Экономия на издержках за счет замены сырья, фальсификации, упрощение технологий. Например, в кризис 2008—2009 гг. пошел мощный рост импорта пальмовых и кокосовых масел (считаются дешевыми и менее качественными заменителями натуральных жиров в продуктах — ред.). В условиях конкуренции предприниматели пытаются выжить и пускаются во все тяжкие, а риска пострадать нет никакого, потому что нет нормального надзора за качеством.

— Получается, что снижают цену товаров и услуг за счет менее качественного сырья?

- Они не дешевеют. Но поскольку есть спросовые ограничения, а сырье растет в цене, стараются удерживать цены или увеличивать их минимально за счет замены сырья или упрощения технологий. Кратко говоря — удешевление производства. А добросовестные люди, которые приходили на рынок с благими намерениями, должны либо подстраиваться, либо уходить.

— Как вы считаете, какие сферы услуг выиграют от девальвации?

- Очень просто — различный ремонт и комиссионная торговля. Потому что люди начнут ремонтировать то, что раньше выкидывали. Весьма перспективным направлением представляется изготовление запчастей, техническое обслуживание импортной техники, которой наполнены наши предприятия и на которой мы производим все от хлеба до космических кораблей.

И это может подтолкнуть наш рынок бытовых услуг, который на сегодняшний день не насыщен, на нем низкий уровень конкуренции отсюда и высокие цены.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика