23 апреля, вторник

Постепенно приходит понимание, что денег на этом не заработает никто

17 февраля 2014 / 17:07
генеральный директор shopfans.ru

Делать покупки станет либо дороже, либо неудобнее, а скорее всего – и дороже и неудобнее.

На последней встрече в правительстве было сказано, что вопрос о снижении лимита беспошлинных посылок должен решаться совместно с партнерами по Таможенному союзу.

Казахстан пока упирается, но его, скорее всего, уломают. Сейчас олимпиада, и всем немного не до этого, но когда она закончится, я думаю, они плотнее возьмутся за этот вопрос. Ну что? Сделают лимит в 150 евро. Что касается Казахстана, с ним уже был прецедент, связанный с разными акцизами на сигареты и водку. Видимо сейчас этот вопрос тоже будет решаться. До конца непонятно, смогут они дожать Казахстан или нет. Собственно, вопрос акцизов куда более значим для экономики, чем вопрос интернет-торговли. В тоже время сейчас есть ощущение, что все немного сбавили обороты, и остается возможность, что все будет спущено на тормозах. Потому что постепенно приходит понимание, что денег на этом не заработает никто. Если раньше кому-то казалось, что в результате удастся «поднять бабла» на инфраструктуру и т.д., то сейчас понятно, что никаких денег никто не поднимет, будет лишь больше возни, а бенефициарами останутся только АКИТ. А АКИТ, ну кто они такие? Налоги что ли они платят?

Они утверждают, что платят налоги.

Я вас умоляю, посмотрите их налоговые декларации за 2013 год, почти все крупные магазины находятся на упрощенке. В общем, не знаю, как это все будет развиваться. Я бы вообще не хотел, что бы это развивалось, потому что для нас это, мягко говоря, не очень хорошо, и, разумеется, для наших потребителей, которые привыкли покупать помногу.

Вы все-таки утверждаете, что залезть в карман к конечному потребителю не получится…

Есть разные варианты развития событий. Если все эти ограничения все-таки введут и научатся нормально администрировать лимит 150 евро, клиенту просто придется отправлять больше посылок. Если он будет отправлять больше посылок, то будет больше тратить на доставку. Здесь выигрывают службы экспресс-доставки. Либо будет казахский вариант. В любом случае, делать покупки станет либо дороже, либо неудобнее, а скорее всего – и дороже и неудобнее.

Для покупателей все это, тем не менее, не повод идти в российские интернет-магазины?

А там просто нет тех брендов, которые они ищут. Да и цены, конечно, на несколько порядков выше.

Как работает казахстанская схема?

Подобная схема у нас уже отлично работает с Белоруссией, где лимит составляет 120 евро. Мы доставляем товары нашим клиентам, находящимся в Белоруссии, через московские таможенные посты, таможня смотрит на это совершенно нормально. В данном случае мы сможем отправлять посылки на казахстанскую почту, там они в соответствии с необходимыми декларациями будут проходить растаможку, выпускаться в свободное обращение и, далее, доходить до адресата Почтой России. Такая же схема возможна, если работать не через почту, а через таможенного брокера - здесь, как всегда, требуются определенный комплект документов. В данном случае мы пытаемся найти в Казахстане таможенного брокера, который будет таможить посылки российским получателям, но по лимиту в 1000 евро. Это только вопрос времени. И это будет дороже. Вместо того чтобы лететь напрямую в Москву, мы полетим сначала в Алма-Ату, в Алма-Ате будем выгружать груз, таможить его, загружать обратно в «Трансаэро» и лететь в Москву. Потребитель будет ждать дольше, вот и все последствия: на этом заработает таможенный брокер, даже не мы.

Основной поток идет через Почту России, а не через службы доставки?

Сейчас – да. Порядка 80% клиентов пользуются услугами Почты России и лишь 20% - своей схемой. Почта России сейчас работает неплохо. Прошлый сезон они откатали вообще на ура. Нам даже трудно продать нашу собственную доставку.

Насколько я понимаю, сейчас нет возможности администрировать даже существующий лимит? Физически проблематично проверить, сколько именно посылок и на какую стоимость одно лицо получило в течение месяца?

Сейчас это нереально. Разве что чья-то фамилия примелькается таможенному инспектору. А так, они думали о системе контроля, но она так сложна, что, похоже – махнули рукой, и даже теперь речь идет о лимите на единичную посылку, а не на общую стоимость отправлений в течение месяца. Евраев, если не ошибаюсь, сказал, что 150 евро в месяц они просто не потянут. Понятно же, что посылки идут по разным каналам: по почтовому каналу, по каналу курьерской доставки. Для того чтобы все это собиралось в одном месте, нужна большая-большая система, которая с одной стороны будет иметь доступ к информации обо всех операторах, а с другой – данные о каждом гражданине РФ. Это система на уровне выдачи прав ГАИ. Как ее сделать - непонятно. Поэтому они сказали «Ну и хрен с ним!», введем лимит 150 евро в месяц на одну посылку, а сколько их придет в месяц, считать не будем. В принципе, АКИТ, как я понимаю, с этим согласилась. Потому что АКИТ – это что? Из-за чего начался весь визг? Если послушать интервью Румянцева на «Эхе Москвы», он говорит об этом довольно прямо. АКИТ ведь в основном электроникой и гаджетами торгует. Румянцев – это «Связной».

Именно отсюда цифра 150 евро?

Ну да. 150 евро – это примерная стоимость самого начального гаджета. Если вы хотите купить айфон, вы пойдете на Яндекс.Маркет и там будет большой выбор «серого» импорта, который поступает по разным каналам (в том числе и по нашим, но у нас его немного, «серые» гаджеты удобнее завозить по другим каналам). Румянцев говорит: «У нас легальный, белый магазин, и мы в сфере электроники конкурировать не можем, давайте установим лимит в 150 евро». Он, по сути, защищает лишь свой сегмент – электронику. А на самом деле кросс-бордер – это преимущественно одежда и обувь, а вовсе не электроника и гаджеты. У нас по декларированной стоимости и по весу 80-90% - это одежда и обувь: мужская, женская, а в основном - детская. В итоге ограничения бьют именно по этим потребителям.

Впрочем, все идет к тому, что лимит 150 евро будет все же на одну посылку, а не на человека в месяц. Такую норму проще администрировать. Не надо строить большую систему, и каждый оператор может самостоятельно решить этот локальный вопрос. Мне кажется, это разумно.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика