Перспективы есть и у крайне левых и у право-консервативных и у право-либеральных сил.
Понятие «несистемной оппозиции» постепенно уходит в прошлое. Почти все ее лидеры участвовали в основных выборах: Борис Немцов – в Ярославской области, Навальный – в Москве, Гудков – в Московской области, Ройзмана, конечно, сложно отнести к лидерам несистемной оппозиции, но он участвовал в выборах в Екатеринбурге. В условиях новой модели оппозиционный политик, имеющий свою позицию, вполне может пройти в Заксобрание и, например, стать мэром. Другое дело, что ему, так или иначе, все равно приходится работать с системой. Скажем, Ройзман стал главой Екатеринбурга и уже пытается достаточно адекватно работать с губернатором.
Система сейчас предоставляет отличные возможности конвертировать политические ресурсы и реально представлять интересы граждан не на баррикадах, что им уже не очень интересно, а именно в политическом плане. Лидеры оппозиции готовятся идти на выборы в Мосгордуму, на федеральные выборы. Хорошо, что есть такой запрос и хорошо, что он может быть удовлетворен – это очень важно, на мой взгляд. Рост политической активности с новыми лидерами достаточно интересными и яркими – это признак активизации политической конкуренции. Еще 5-6 лет назад было сложно представить, что все эти люди не то что будут участвовать в выборах, но хотя бы получат доступ к средствам массовой информации. Самое интересное, на мой взгляд, происходит на уровне муниципальных депутатов – там растут лидеры нового этапа.
Идеологические сегменты несистемной оппозиции, как правило, голосуют именно за ярких лидеров. Платформы выстраиваются постепенно. Вполне возможно, что они будут выстраиваться как раз под федеральные выборы. Здесь есть перспективы и у левых, в т.ч. у крайне левых, и у правых, праволиберальных, правоконсервативных направлений. Они уже имеют какие-то свои представительства. Самое интересное, на мой взгляд, то, что будет происходить с одномандатниками. Не пройти в Мосгордуму Навальный, на мой взгляд, уже точно не сможет, как, собственно, и Ройзман в федеральные законодатели - с учетом его активной поддержки в Екатеринбурге. Это могло бы быть достаточно интересным решением.
С учетом простоты создания партий можно говорить о том, что каждый политик будет делать свой бренд, свою партию или какие-то прокси-проекты вроде той же самой «Гражданской платформы» или «Яблока», также выполняющего роль своеобразной прокси-партии. Именно в этом направлении будет развиваться политическая система, которая будет включать дополнительные социальные группы, ранее не то чтобы исключенные, а просто не проявлявшие интереса к политике.