6 мая, понедельник

Почему-то когда цены снижаются, никто вопросов не задает

11 января 2013 / 19:16
генеральный директор Российского птицеводческого союза

Сегодняшнее повышение цен на яйцо повторяет динамику, сложившуюся за весь период существования российского птицеводства.

У нас есть сезонность в реализации яйца. У нас цены в первом квартале: январь, февраль, март, апрель – выше. В летний период, после Пасхи, цены резко падают – снижаются на 21-25%. Это снижение распространяется на июнь и июль, в августе цены немного повышаются и далее постепенно растут. Из года в год, как только цены начинают расти, поступают одни и те же вопросы. Так было в прошлом году, то же самое – в текущем. Почему-то когда цены снижаются, никто вопросов не задает. Когда они повышаются, вопросы идут отовсюду. Во-первых, сегодняшнее повышение цен повторяет динамику, сложившуюся за весь период существования российского птицеводства.

Для того чтобы говорить о росте цен, нужно сравнить среднюю цену в текущем году за 9 месяцев со средней ценой за прошлый год. Так вот соотношение роста – 9%. Эта тенденция повторяет динамику всех предыдущих лет. 2013 год по отношению к 2012 – 9% роста, 2012 по отношению к 2011 – 7% роста, 2011 к 2010 – 8% роста. Что произошло? Ничего!

Передо мной статистика отпускных цен: декабрь 2012 – 30.76, январь – 30.95, февраль – 30.50, март – 30.85, апрель (перед Пасхой) – 32.34, данные за сентябрь – 31.56. Это отпускные цены. Не берусь судить о торговле. Собственно, мы не формируем цены на рынке. Их формирует торговля. Нет спроса – торговая надбавка меньше. Есть спрос – торговая надбавка больше. Конечно, представители торговли кивают в нашу сторону и говорят об отпускных ценах. В сентябре отпускная цена была 31.56. Пусть розничная цена будет, к примеру, 36 рублей, пусть она дойдет даже до  40 рублей. Но откуда на рынке яйцо по 60 рублей? Это уже вопрос не к нам, а к торговле.

Тем не менее, стоит учитывать, что цены на сырье в прошлом году, от урожая 2012 года, а мы от урожая 2012 года кормили зерном до урожая этого года, цены были значительно выше, чем в 2012 году, и не на 9%. Корма были дороже более чем на 30%. Незначительное повышение цены на яйцо позволяет нашему товаропроизводителю из года в год компенсировать летние издержки. Самое главное, что дефицита на рынке нет. Цены не повысились в разы, как некоторые пишут. В июне средняя отпускная цена была 23 рубля. Мы работали себе в убыток, и даже не потому, что снизился спрос. В торговле понимают, что нам негде хранить яйцо, яйцо ведь в морозилку не запрешь, не переработаешь – куда его девать? Учитывая, что у нас есть проблемы с хранением (они возникают и в торговле), они выкручивают нам руки, предлагая за яйцо цену в 15 рублей. И мы в убыток себе работали все лето.

Повышение за 9% к 9 месяцам прошлого года – в рамках обозначенной инфляции. Яйцо везде есть. Цена на яйцо низкая. Вообще-то говоря, все продукты дорожают из года в год, иначе не было бы инфляции. Конечно, 1-2% роста против предыдущих лет есть, но надо учитывать, какие были корма и по какой цене. 2012 год – неординарный. Но самое главное, что колебания цены носят сезонный характер, это подтверждает наша аналитика за десятки лет. Так было, так есть и так будет.

Хочу отметить, что у товаропроизводителя выросла цена на сырье и электроэнергию. Почему растет цена и параллельно торговая наценка на эту цену и в торговле? В торговле что, корма подорожали? Может быть – электроэнергия, частично, это ведет к повышению цен на все продукты. Но это ведь совсем не те издержки. У нас в себестоимости продукта электроэнергия, газ, тепловые носители занимают более 10%, а корма – 70%.

Я не знаю, почему об этом сегодня вообще говорят. Хотя ровно те же разговоры были и год назад. Летом 2012 года отпускная цена была 22.28 руб, а цена в декабре – 30.76 руб. Повышение практически на 10 руб. Вопросы были теми же самыми! У нас пока нет статистики по последним месяцам, но мы мониторим ситуацию. Возможно, где-то цена поднялась на рубль или 50 копеек. Это что, трагично? Чтобы какой-то магазин или торговая сеть заявили, что мы не удовлетворяем спрос на яйцо – такого нет, и не будет.

Что будет дальше? Самое главное, чтобы мы сохранили ту цену, которая сегодня есть. Это позволит нашим товаропроизводителям покрыть те убытки, которые они терпели в летний период, и за счет повышения цены на корма и не снизить объема производства. Озабоченность прессы в данном случае вызывает недоумение. Я понимаю, если бы у нас был дефицит, или цена на яйцо возросла в разы. Но ничего подобного нет и близко. Вот цена в 22 рубля не покрывает даже себестоимость продукции, тут конечно, можно и оливье не дождаться.

По 2012 году рост был 36%. Некоторые так и берут. От минимума - к максимуму. На деле цифра отражает сезонное колебание цены. Собственно, так бывает со многими товарами: в несезон производство снижается, в сезон покрываются издержки. Так что ничего страшного нет. Яйца в России достаточно. Если будет надо, увеличим производство.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика