Мы получаем человека с очень короткой памятью, легко поддающегося разного рода «перезагрузкам».
Говоря об университетском образовании, мы в первую очередь имеем в виду некий социальный и культурный капитал. Я бы сказал, что модификации системы образования, нацеленные на быструю, легкую и фрагментированную загрузку полезными знаниями, отказ от некоторой долгосрочной культуры образования, фундаментальной культуры образования создают не только легко манипулируемого своими желаниями потребителя, но в целом разрушают укорененность человека в истории, сообществе и т.д.
Мы получаем человека с очень короткой памятью, легко поддающегося разного рода «перезагрузкам» и т.д. Я бы сказал, что это – тенденция.
Потому что мы видим очень широкую кампанию, которая распространяется не только на экономическую сферу, но и на социальную. Какова тенденция современности? Это разрушение сообщества и разрушение особых структур знания. Ведь совершенно верно, что человек, у которого в голове много чего, и, главное, у которого в голове история – это человек, с которым трудно совладать, которым трудно манипулировать.
Конечно первоначально этот процесс воспринимается как эмансипация «Ура, мы освободились от неуклюжих обременений! Наконец мы стали свободными, легко и быстро мыслящими». Но с другой стороны этот процесс является манипуляцией.