По заявлениям о муниципальном фильтре вполне можно сделать вывод о степени консолидации элит.
На ваш взгляд, достаточно ли оппозиционные партии делают для усиления своего влияния на местном уровне, чтобы в перспективе облегчить для себя прохождение муниципального фильтра? Или же их способность выдвигать кандидатов в губернаторы от этого не зависит, а упирается в административный ресурс кандидатов от власти?
Разумеется, все зависит от региона. А точнее, от того, насколько группы политического влияния на той или иной территории консолидированы вокруг фигуры кандидата в губернаторы, выдвигаемого правящей партией.
В некоторых регионах оппозиционные политические партии готовы на временную коалицию ради стабильности. Для принятия такого решения тоже нужна определенного рода сила. И именно из таких регионов сигналы о «непроходимости» не поступают. Так что по заявлениям о муниципальном фильтре вполне можно сделать вывод о степени консолидации элит в том или ином регионе.
И еще один важный момент для анализа. Если губернаторские выборы в таких регионах проходят одновременно с выборами муниципальных депутатов, то оппозиционные партии сосредотачивают свои силы на них. Делают вклад в будущее противостояние, так сказать.
Многие эксперты считают норму о досрочном голосовании палкой о двух концах. Где-то она необходима в силу особенностей региона, где-то ее используют в пользу кандидатов от власти. На ваш взгляд, здесь возможен консенсус?
В общем смысле, необходимость сопровождения досрочного голосования также некоторым образом стимулирует развитие политических партий. Ведь для организации наблюдения необходимо большое количество партийных активистов, которыми не всякое региональное отделение партии пока может похвастаться.