25 апреля, четверг

Объяснить нашим согражданам необходимость принятия этого закона невозможно

08 января 2013 / 19:33
кинорежиссер

Даже киногетто Голливуда создавалось беглецами от детективных агентств, следящих за соблюдением копирайта.

С рациональной потребительской точки зрения объяснить принятие «антипиратского закона» для РФ невозможно. Поэтому, собственно, и протесты против этого закона так же неубедительны, как и само новшество. Ведь в реальности единственной мотивацией за принятие закона выступает «соблюдение международных обязательств РФ, вытекающих из вступления в ВТО». То есть, как говорится в пословице, любишь медок люби и холодок. Остаётся только выяснить, насколько холодок является «общечеловеческим».

И в этом плане «авторские и смежные права» оказываются архаикой, свойственной только одному типу религиозно-правового мышления, а именно прецедентному праву и преданным ему англосаксам. Островная феодальная система копирайта, когда высшие классы диктуют низшим, что им нужно думать, совершенно не совпадает с системой римской, в рамках которой невозможно объяснить, что такое «интеллектуальная собственность». Для англосакса «интуитивно понятно», где кончается «копирайт», и где начинается «свободное распространение информации». Он знает, что если хозяину нужно считать одно свободой, а другое воровством, то хозяин прав. «Римлянин» больше привык опираться на аристотелевскую логику, ибо хозяин - не константа. И в этой логике «перетопчется» Уолт Дисней без платежей, и авторское право должно совпадать с Законом о защите прав потребителей. Не понравился фильм - сдай его продавцу.

Подъём немецкой и китайской промышленности был связан именно с презрением к «интеллектуальной собственности». И даже киногетто Голливуда создавалось беглецами от детективных агентств, следящих за соблюдением копирайта. Поэтому ни к каким значимым последствиям принятие законов не приведёт. Исчезли носители, которые можно обложить государственным попечением. Да и общество спектакля предпочитает не качать фильмы, а резаться в интерактивные «стрелялки». Самая прогрессивная из которых (Танки.су) производится в тоталитарной и архаичной Белоруссии, а не в демократичном и модернистском Сколково. И вот это - действительно новый оригинальный поворот сюжета.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика