«Единая Россия» использует три основных стратегии: первая – запрос на обновленчество. Вторая – опора на глав регионов. Третья – попытка отказаться от излишней партизации.
Складывается ощущение, что в нынешнюю кампанию «Единая Россия» ведет себя заметно менее активно, чем ранее. Партия меняет стратегию?
Сейчас трудно говорить о единой стратегии. Центр тяжести сместился в регионы. Я бы выделил три возможные стратегии, которые реализуются. Первая – это ответ на запрос на обновление, на перемены. В ряде регионов кампания партии ведется именно под таким лозунгом, как скажем, в Волгограде на выборах в городскую думу используется слоган «Городу нужны перемены». Тема перемен озвучивается и в других регионах.
В Волгограде с темой перемен не переборщили? Там уже больше на самобичевание похоже. На днях один из членов местного отделения партии написал открытое письмо руководству, потребовав исключить из избирательного списка ряд кандидатов, т.к. они, по его мнению, коррумпированы.
Речь идет о позиции отдельных членов партии «Единая Россия». Кто-то пытается ее использовать в межклановой борьбе. В Волгограде элиты разобщены и раздроблены, а список партии весьма пестрый. Есть энтузиасты, которые выступают обличителями, а есть те, кто эти обличения пытается использовать в своих интересах. Например, чтобы решить проблему с политическим конкурентом внутри самой «Единой России».
Какие еще темы, кроме запроса на перемены, партия будет использовать?
Будет использоваться департизация кампании. Это происходит в Смоленской, Ярославской, Рязанской областях. В тех регионах, где рейтинг «Единой России» невелик. Там кандидаты от «Единой России» не стремятся подчеркивать свою принадлежность к партии, потому что их личный рейтинг выше рейтинга партии по региону. Но эта стратегия касается 2-3 регионов.
Есть регионы, куда партийные технологи не лезут никогда, потому что там региональные власти традиционно сами решают все выборные проблемы. Это, например, Кемеровская область, отчасти Ульяновская область. Там кампания «Единой России» всегда строилась на образе губернатора, на его авторитете. Там слоганы не играют особой роли, там ключевое значение имеет призыв губернатора Кемерово Амана Тулеева или главы Ульяновской области Сергея Морозова или какого-то иного губернатора, считающегося популярным. В таких регионах, партия рассматривается как инструмент в руках лидера.
Подведу итог.
«Единая Россия» использует три основных стратегии: первая – запрос на обновленчество. Вторая – опора на глав регионов в смысле их электорального потенциала. Третья – попытка мимикрировать, отказаться от излишней партизации в пользу результата.
После региональных выборов осенью прошлого года, когда ЕР неожиданно получила в общей сложности гораздо больше мест, чем ожидалось, многие заговорили о реинкарнации партии как политического проекта. Пессимизм по поводу партии все же возобладал или гипотетически возможные хорошие результаты в сентябре вновь могут партию взбодрить?
Средняя температура по палате будет нормальной. Я не ожидаю никакого резкого падения или обрушения. Все будет в рамках ожидаемого. Может быть, даже чуть лучше. Но результаты по разным регионам будут очень неоднородными.
Если до задержания [по обвинению в получении взятки оппозиционного мэра Ярославля Евгения]Урлашова в Ярославской области у «Единой России» рейтинг был около 25%, то после начал падать, достигнув своего исторического минимума. Согласно нашему небольшому исследованию – 24%. Понятно, что трудно там ожидать большого результата. Такие проблемные регионы есть, где возможные сюрпризы. Результаты там, возможно, дадут кому-то основание, чтобы говорить о некоем системном кризисе «Единой России». Но я так не считаю.
О системным кризисе можно было бы говорить, если бы у партии появились серьезные конкуренты. Но оппоненты пока больше играют в поддавки. На новые партии запроса практически нет, а старые не могут предъявить ничего нового.
Например, «Справедливая Россия» явно переживает кризис. Тут я бы сказал, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Сейчас в случае роста недовольства «Единой Россией» в том или ином регионе падает не ее рейтинг, а явка. Разочаровавшиеся люди просто не идут на выборы. А это играет на руку партии, потому что именно при низкой явке мобилизационные возможности «Единой России» дают ей шанс на получение высокого результата.
Этот выборный цикл останется за «Единой Россией». Ее внутренние проблемы можно рассматривать как проблемы развития, становления и роста. Партия относительно молодая. В любом случае на фоне других она смотрится привлекательнее. А серьезная альтернатива так и не появилась ни среди новых, ни среди старых партий.