Нужны весомые ежемесячные пособия на ребенка, достойно оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, нужно решать проблему нехватки мест в детских садах.
Нередко приходилось слышать в последнее время, что в прошлом году нам наконец-то удалось остановить убыль населения. В более корректных высказываниях добавляют «практически» или «почти». Действительно, по данным Росстата (они еще будут уточняться), в 2012 г. небольшая убыль населения - порядка 2,5 тыс. все же была. И это была наименьшая убыль за последнее двадцатилетие! Конечно, это убыль была перекрыта миграционным приростом. За счет приехавших в Россию на постоянное место жительства у нас даже прирост населения получился – более 290 тыс.человек! Но с точки зрения демографа, важнее иметь естественный прирост (когда рождаемость превышает смертность), а не общий.
Что касается перспектив, то если опираться на объективные оценки и прогнозы, 2012 год был, видимо лучшим за последнее 20-летие. Вряд ли нам удастся повторить такие демографические итоги в ближайшие годы. Скорее всего, уже в этом и следующем вновь начнется сокращение числа родившихся и увеличение убыли населения.
Сейчас за счет мигрантов удается даже увеличивать население страны. Но, судя по общественному мнению, росту неприязни к мигрантам и наметившимся тенденциям к сокращению трудовых квот, долго за их счет рост населения продолжаться не будет.
К детородному возрасту подходят все меньшие и меньшие поколения. Наименьшего числа рождений можем ожидать тогда, когда активно будут рожать женщины 1996-2001 годов рождения (в эти годы рождалось по 1,2-1,3 млн. детей, а самым маленьким было поколение 1999 г. рождения). Браки у нас заключаются активно примерно в 22-24 года, пик рождаемости приходится на возраст 24-25 лет. Можно без особого труда подсчитать, когда будет наибольший спад рождаемости – примерно в 2020-2025 годах.
Смертность в последние годы снижалась, но дальнейшее снижение будет зависеть от множества факторов. От развития программ здравоохранения, пропаганды здорового образа жизни, развития медицины, профилактики смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и от внешних причин (убийства, самоубийства, алкогольные отравления, гибель в ДТП). Продолжительность жизни в России выросла до 70 лет (в третий раз в нашей истории – такой уже была продолжительность жизни во второй половине 60-х годов и в 1986-87 гг.). Мы вновь достигли этого знакового для нас рубежа, но дальше будет не просто сохранять тренд на увеличение продолжительности жизни, каждый год прироста этого показателя будет даваться все трудней.
Кроме того, надо иметь в виду и структурный фактор. Известно, что наивысшая смертность среди людей старше 70 лет. Сейчас этот рубеж перешагнули относительно малочисленные когорты людей (рожденные в период Великой Отечественной войны – ред.), но начиная с конца 40-х годов и до 1960 года рождаемость была очень высокой - по 2,8 -3 млн человек в год. Вот когда рубеж 70-летия начнут переходить люди этого поколения, число умерших по объективным причинам не сможет уменьшаться, а скорее всего, вырастет и убыль населения вновь увеличится.
В целом, конечно, озвучиваются весьма амбициозные планы по улучшению демографической ситуации к 2018 г. и в период до 2025 года. Но реализация этих планов требует очень больших вложений. Задешево не получится. Нужно много вкладывать не столько в стимулирование рождений, сколько в поддержку семей с детьми: нужны весомые ежемесячные пособия на ребенка, достойно оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, гибкие режимы занятости для молодых родителей, нужно побыстрее решать проблему нехватки мест в детских садах (дефицит в 2 млн. - это оценка «2» демографической «грамотности» наших региональных и местных властей, не замечавших продолжающийся с 2000 г. рост числа рождений и не принимавших адекватных мер по строительству детских садов для растущего числа дошкольников. Тут вообще нужен настоящий прорыв, чтоб большая часть матерей (семей) могли свободно сочетать работу с уходом за детьми. Важный фактор – доступное молодым семьям жилье – пока оно мало доступное. И многое другое важно, включая укрепление репродуктивного здоровья молодых женщин, улучшение детского здравоохранения, укрепление семейных ценностей и стимулирование здорового образа жизни.
Но даже если все это будет сделано, не стоит рассчитывать, что многодетная семья (трое детей и более) станет массовой. Если нам удастся добиться того, что большая часть семей будет иметь по 2 ребенка, а не по одному, как сейчас, это уже будет большим достижением. Надо ставить реально достижимые цели.