Еще свежа память о губернаторах, которые расстались со своими креслами, потому что «Единая Россия» получила у них неудовлетворительные результаты.
Я знаком с ситуацией в Рязани и в других регионах и могу сказать следующее. Очевидно, что есть установки на честные, открытые и конкурентные выборы. В то же время региональные руководители привыкли к тому, что с них спрашивают результат, причем зачастую самым жестким образом, вплоть до оргвыводов, и память эта еще свежа. Как может рассуждать в этой ситуации региональный руководитель? «Если я сниму политических конкурентов с выборов – да, может быть какая-то огласка, да, меня пожурят, но не более того. Если, паче чаяния, у меня в регионе победит не системообразующая партия, а кто-то другой, а в областном заксобрании у меня не будет управляемого большинства, проблем будет гораздо больше». Взвешивая издержки того или иного решения, отдельные губернаторы и их штабы или люди, которые отвечают там за внутреннюю политику, по принципу выбора из двух зол выбирают, как им кажется, зло меньшее. Никто ведь на самом деле не рассчитывает, что ситуация станет федеральным информационным поводом, что она будет тиражироваться – все надеются, что она останется в рамках региона, и информация дальше не пойдет. Иногда это действительно так, есть регионы, где снятия кандидатов не получают большой огласки, а есть регионы, которые попадают в центр внимания федеральных СМИ, и скандал приобретает уже не региональное, а федеральное звучание.
Увы, но если людей долго приучали жить по одним правилам, их трудно отучить одномоментно.
Новые правила будут приняты тогда, когда начнут реально наказывать за эти «перегибы на местах».
Не просто журить, а наказывать, может быть, более жестко. Еще свежа память о губернаторах, которые расстались со своими креслами, потому что «Единая Россия» получила у них неудовлетворительные результаты. Можно вспомнить пример той же Ярославской области, которая сейчас на слуху. Совершенно ясно, что если все ограничится устными внушениями и разносом в Администрации президента – это одна история. В конце концов, это одноразовая вещь. А с неудобным составом заксобрания жить годы и годы.
Изменения в избирательном законодательстве в данном случае были бы весьма разумным шагом, потому что одно дело - некие установки на конкурентные выборы и отказ от снятия неугодных кандидатов, другое дело – сокращение оснований, по которым кандидату можно отказать в регистрации, либо снять его с выборов. Эти основания должны быть просты понятны, то есть, прописаны таким образом, чтобы не давать простора для вольного толкования. Такие изменения в законодательстве были бы разумны, логичны и своевременны, особенно с учетом того что одномандатников теперь станет больше. Пропорционально-мажоритарная система будет меняться в сторону расширения представительства одномандатников, а именно с одномандатниками возникает больше всего проблем и скандалов. Законодательное закрепление очень ограниченного списка оснований для отказа в регистрации либо для снятия было бы своевременно.