18 апреля, четверг

Нет никакого смысла превращать ОНФ в партию

13 июня 2013 / 00:24
политолог, профессор НИУ-ВШЭ

Фронт себя позиционирует как исключительно надпартийную структуру, в рамках которой разные партии могут сотрудничать.

Российское законодательство требует проведения такого рода учредительных конференций. Это определенная дань формальностям. Нужно собраться, проголосовать, принять устав, выбрать руководящие органы. Что и было сделано. Долгие разговоры были не нужны, поскольку де-факто «Народный фронт» существует уже целый год, его цели и задачи всем известны. Это общая патриотическая платформа – люди могут по-разному мыслить пути развития страны, но все выступают за Россию.

Другой аспект деятельности Фронта – ответ на запрос об обновлении элит. Вливание свежей крови во власть, в партии. Должна быть поднята народная инициатива, которая раньше была заблокирована, поскольку все места были заняты предшествующим поколением политиков. Нужна определенная ротация. Будет ли эта энергия направлена на модернизацию, на новую промышленную политику – это вопрос дискуссий. Путин призвал к обсуждению. Он сказал: хватит сталкиваться лбами, ходить на всякие площади и решать вопрос силой. Давайте все решать за столом переговоров, мы обо всем можем договориться.

Смысла превращать «Народный фронт» в партию нет никакого, этого и не предполагалось. У нас уже 70 партий, и делать ОНФ 71-й партией было бы совершенно бессмысленно. Фронт себя позиционирует как исключительно надпартийную структуру, в рамках которой разные партии могут сотрудничать и ОНФ-овцы могут проходить в органы власти по их спискам.

Политическая и избирательная система организована так, что только партии могут принимать участие в выборах. ОНФ участвовать в них не может, но будет делегировать партиям («Патриотам России», «Родине» и другим) своих людей. Если какие-то партии будут блокировать этот вопрос, то их придется отсоединить от «Народного фронта». Думаю, каждая партия будет предоставлять членам ОНФ квоты для прохождения.

«Народный фронт» будет инструментом опосредованной, а не прямой демократии. Прямая демократия – те самые выходы на площадь. ОНФ же выступает за переговоры, за постоянные консультации и за учет всех интересов. Это в русской традиции. Если в англосаксонском праве человек признается неправым, то это окончательный вердикт. В России даже если ты не прав, то все равно получи свое место под солнцем. Нельзя человека загонять в угол и оставлять ни с чем.

ОНФ – механизм согласования разных позиций и интересов. Никакого доминирования условной «Единой России» во Фронте не будет.

У нас в 90-е годы демократы продыху не давали никому. На всех телеканалах были только либералы, устроившие крушение Советского Союза, и не предоставляли никому слова. Сейчас стоит задача обеспечить диалог между различными силами за исключением тех, кто ни на какой диалог не идет. Если человек кормится на американские гранты и выражает интересы другой страны, то ему в ОНФ, конечно, делать нечего. Всем остальным дорога во Фронт открыта.

Может быть не совсем ясен тот исторический вызов, который предстоит решать «Народному фронту», но есть определенное его предчувствие. Обостряется международная конкуренция, мы видим, что происходит в Африке и Европе. Налицо определенная нестабильность, появляются новые центры силы, и Россия должна быть готова ко всему. Если произойдет существенная дестабилизация в мире, мы не должны предстать в виде колосса на глиняных ногах, а наоборот быть сцементированы. Должны быть структуры, цементирующие общество.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика