Учиться считать, что люди чуждые по культуре и по крови составляют с русскими единую политическую общность.
Если Россия хочет оставаться целостным государством, то нам естественным образом придется культивировать многообразие. Придется как-то учиться жить с другими этносами. Учиться считать, что люди чуждые по культуре и по крови составляют с русскими единую политическую общность.
Поскольку у государства существует чувство самосохранения, то подобный проект будет естественным, но я не убежден, что он будет удачным. Нет уверенности, что в результате этого проекта произойдет интеграция различных культур. Не убежден, что через некоторое время не уйдет страх утратить территориальную целостностьи сохранится острота переживания единства.
Тот факт, что русские не занимались включением этнических общностей в некое единство, вызывал удивление. Американцам, например, для интеграции этнических групп, потребовалась вся мощь Голливуда и СМИ. Едва ли в России удастся обойтись без этого.
Я не хочу вставать в этом вопросе ни на одну из точек зрения. Каждая из них имеет право на существование, если такая программа появилась, значит это хорошо, будет ли она удачной и приведет ли к позитивным эффектам – большой вопрос, который зависит не только от ее реализации, но и от объективной ситуации. Возможна ли единая общность – открытый вопрос.