4 мая, суббота

Нам не нужен независимый Крым в роли второго Приднестровья

03 января 2014 / 16:31
директор Центра либерально-консервативной политики им. Столыпина и Струве

Правомерность назначенного референдума очевидна даже с точки зрения действующего законодательства.

Правомерность назначенного референдума очевидна даже с точки зрения действующего законодательства. Это решение крымского парламента, который никем не  захватывался и не самоизбирался.

Лично я считаю дату референдума - 25 мая - вдвойне неудачной. Во-первых, слишком много времени пройдет с тех пор, Киев успеет перегруппироваться, собраться с силами.

Во-вторых, непонятно, как поведет себя крымский избиратель - ведь на эту же дату назначены выборы президента Украины. В случае восстановления Конституции 1992 года Крым вообще может отказаться от президентских выборов, и это решение будет правомерным. Вспомним, как в начале 1990-х воздерживались от участия во всесоюзных выборах прибалтийские республики. Хотя мне кажется, что дата референдума в итоге будет изменена, учитывая мягкое давление, которое оказывают сейчас на крымский парламент пророссийские организации.

Что касается крымских татар, то, на мой взгляд, совокупные усилия руководства Татарстана, Чеченской республики и Государственной Думы Российской Федерации привели к тому, что татарские общины Крыма решили подождать и не предпринимать активных действий.

Средства на этот референдум, безусловно, будут найдены, необязательно снабжать участки сверхдорогими видеокамерами. На мой взгляд, перед референдумом стоят сейчас другие угрозы. К сожалению, русским общественным движениям свойственна волнообразная активность, они имеют свойство подниматься и затухать. Нужно проводить целенаправленную работу как крымскому парламенту и правительству, так и российским лидерам общественного мнения. В этом плане правильным решением была высадка вчерашнего культуртрегерского десанта из Родниной, Валуева и Терешковой.

Также вызывают беспокойство возможные контрмеры со стороны Киева. На сегодняшний день нам известно, что «Правый сектор» отказался от вмешательства в крымские события, сославшись на то, что в Крыму сейчас нет вооруженного противостояния. Что касается предложения некоторых депутатов Рады аннулировать «Харьковские соглашения», то это откровенная поза, потому что при денонсации этих соглашений с Черноморского Флота России снимаются все обязательства, и наши БТРы начнут перемещаться уже не только «в рамках учений». Они собирались «навести порядок» с помощью крымских татар, но, как мы видим, это у них не получилось. «Правому сектору» и другим вообще сейчас не резон покидать Киев, да восточные регионы сейчас тоже следят за Крымом и думают, что им делать сейчас. Полагаю, Киев сейчас выжидает.

К слову вчерашнее заявление Аксенова о том, что силовые структуры переходят в подчинение Верховного Совета Крыма, фактически нарушает оборонную целостность. Киев не может сейчас оказать ни политического, ни силового давления на Крым. Поэтому у крымчан сейчас есть время на то, чтобы пройти точку невозврата. Уже сейчас, после заявления по силовикам и перехода транспортных коридоров под контроль русской самообороны, точка невозврата близка. После прохождения этой точки Киев будет вынужден идти на переговоры, а любые переговоры кончатся расширением автономии вплоть до конфедерации.

Нам не нужен сейчас независимый Крым в роли второго Приднестровья, нам нужно государственное образование в рамках Украины с полномочиями вести переговоры, в частности, по строительству Керченского моста.

Сейчас, пока Киев занят собой, нам нужно воспользоваться временем для того, чтобы, не применяя насилия, пройти точку невозврата.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика