Если говорить в наклонении «дотянет ли экономика до зимы», то главным фактором остается вопрос завершения боевых действий.
В состоянии глубокой болезни государства понятно, что экономика тоже находится в болезненном состоянии. В чем-то экономика была подорвана еще в прежний период правления Виктора Януковича. Причем, есть удивительный факт — за первый квартал 2014 года собираемость налогов улучшилось, так что в Киеве даже шутили, что достаточно было отстранить семью и деньги тут же появились.
Однако общие накопившиеся проблемы плюс боевые действия на промышленном Востоке безусловно сильно бьют по экономике. При Януковиче был подорван малый бизнес, да и многие положений налогового кодекса, которые бьют по бизнесу до сих пор не отменены из-за того соображения, что в противном случае нечем будет восполнить выпадающие доходы бюджета. Резкая девальвация гривны вроде бы усилила конкурентноспособность украинских товаров, но последствия этого пока не ощущаются. Зато ощущается негативный эффект от дорогого доллара.
Болезненным остается и газовый вопрос. Даже не покупая российский газ и используя «реверсные» схемы (понятно, что «реверс» тут условный), Украина все равно страдает от того, что цена для нее слишком высока.
Если говорить в наклонении «дотянет ли экономика до зимы», то главным фактором остается вопрос завершения боевых действий. На Украине даже была конспирологическая версия на счет того, что войну придумала и затягивает Россия, чтобы вконец обескровить украинскую экономику. Если боевые действия удастся быстро остановить, то тогда украинская экономика может даже показать рост — наконец-то почувствуется эффект от девальвации гривны и так далее. По прогнозам, в этом году экономика Украины просядет на 4-5 процентов, а вот в следующем возможен даже рост. Но все зависит от того, насколько быстро закончится война.
Что касается передела собственности, то уже понятны основные «доноры» этого процесса. Это, прежде всего, «семья» Януковича и огромная империя Рината Ахметова. Проблема будет заключаться в том, как доказать, что активы приобретены незаконно. Безусловно и то, что у Ахметова и, вероятно, «семьи» все не отберут.
Бенефициарами этого процесса сейчас называют группу «Приват» Коломойского, но делается это пока из самых общих соображений. Коломойский вложился «в борьбу с сепаратизмом» и потому хочет за это что-то получить и получит. Вопрос и в том, будет ли участвовать в процессе группа Порошенко или он исполнит обещание и отойдет от дел, по крайней мере на срок своего президентства. Интересна и роль Новицкого, который является партнером Ахметова, но у которого есть и свои неплохие активы и который занимает довольно интересную политическую позицию. Важен и механизм процесса, если вдруг будут расторгаться сделки, то активы «семьи» могут вернуться к прежним владельцам — более мелким олигархам, имена которых не на слуху. И так далее — если круг «доноров» более-менее ясен, то бенефициары пока не до конца понятны.