22 ноября, пятница

На встрече G-8 Путину важно было подчеркнуть, что внутри западного сообщества есть разные точки зрения на ситуацию в Сирии

20 июня 2013 / 15:21
доцент кафедры европейской интеграции МГИМО (У) МИД России

То, что Путин предостерег именно Европу от поставок оружия сирийской оппозиции, связано с тем, что Европа зависит от нас гораздо больше США.

На встрече G-8 Путину важно было подчеркнуть, что внутри западного сообщества есть разные точки зрения на ситуацию в Сирии. Великобритания и Франция занимают радикальную позицию, ближе к американской, другие страны более осторожны. Но, по сути дела, встреча G-8 проходила в формате 7+1, и то решение по Сирии, которое в итоге было принято, демонстрирует, что никакого консенсуса так и не было найдено. За консенсус выдали призыв ко всем сторонам бороться с Аль-Каидой. Это граничит с анекдотом, поскольку Аль-Каида в Сирии не является самым главным игроком. Просто постарались найти минимальную устраивающую всех позицию. Был выработан такой «консенсус по нижней планке». Понятно, что это носит номинальный характер. Ничего другого согласовано не было.

От России Западу не удалось добиться того, что он хотел. Но и Россия сняла некоторые требования, которые хотела видеть в окончательном документе по Сирии. Решения так и не было найдено, и это было вполне прогнозируемо

То, что Путин предостерег именно Европу от поставок оружия сирийской оппозиции, связано с тем, что Европа зависит от нас гораздо больше США. Предостерегать от чего-то имеет смысл, только имея в руках инструменты реализации угрозы. Для давления на американцев у России мало инструментов. Конечно, есть ситуация в Афганистане, где американцы несколько зависят от нас до тех пор, пока не вывели все свои войска, но эта зависимость минимальная. Европейцы же зависят от нас в плане энергетики. Но использовать это в качестве рычага давления также затруднительно, поскольку Россия со своей стороны зависит от европейцев как потребителей энергии. Если стоило на кого-то давить, то на европейцев, что Путин и сделал. Насколько эффективным будет это давление пока неясно.

Что касается усиления борьбы с офшорами, то она связана с курсом Путина на национализацию российской элиты и перевод всех российских денег внутрь страны. И европейцы со своей стороны тоже готовы поддержать «деофшоризацию» как направление сотрудничества.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика