25 апреля, четверг

На Украине насилие стало наиболее эффективным средством достижения цели

25 февраля 2014 / 02:11
научный сотрудник Института стран СНГ, эксперт по Киргизии

Если на Украине хотят защититься от возможных проблем, то им необходимо провести ревизию старых болячек.

Есть ли сходство между тем, что произошло в Киргизии в 2005 и 2010 годах и  тем, что сейчас происходит на Украине?

Было бы грубой ошибкой проводить стопроцентные параллели, но есть и схожие моменты. Как и при любой смене власти ситуация развивается по одним и тем же законам. Скажем, было вполне предсказуемо бегство президента, метания его по всей стране, вскрытие квартир чиновников и пр.

Сейчас начнется передел собственности. Как это было в Киргизии и как это, скорее всего, будет на Украине, группы молодых, крепких, частично вооруженных людей будут вскрывать квартиры, отбирать документы на фирмы или акции тех, кто имел несчастье быть связанным с прежним режимом или просто хорошо живет. В Киргизии криминал и новые правители захватывали промышленные объекты, компании, под угрозами заставляя  отписывать на себя имущество. Этим отличилась одна из нынешних партий, что, фактически, было доказано, но она до сих пор остается в парламенте.

Одновременно с ослаблением центральной власти в Киргизии в 2010 году вместе с бегством Бакиева произошло резкое обострение застарелых болячек. Все вопросы, которые не решались десятилетиями – они всплыли. Прежде всего, это проблемы межнациональных отношений. Изначально все началось с того, что сельские жители начали приезжать в города, начались попытки захвата земли. В одном из сел, где издавна жили турки, начались столкновения. Тогда погибло около 10 человек. И ситуацию там полностью контролировала толпа, а не правоохранительные органы. Возникли полевые отряды, были организованы отряды погибших во время революции.

Из-за всего этого упала инвестиционная привлекательность Киргизии, ряд международных организаций свернули свою деятельность , часть бизнеса уехала. Тогда уже произошел Ош (кровавое противостояние в Ошской области киргизов и узбеков - ред.). Это была большая попытка передела имущества, наложившаяся на этнический фактор. Столкновения шли по нарастающей, погибло более 400 человек, а количество раненых исчислялось тысячами. Говорить, что на Украине могли бы произойти схожие, скажем, харьковские или крымские события, было бы очень неаккуратно, но если на Украине хотят защититься от возможных проблем, то им необходимо провести ревизию старых болячек.

России сейчас необходимо взять паузу, плотно заняться мониторингом и в любом случае выводить ситуацию на диалог и с Востоком и Западом Украины, потому что никуда мы друг от друга не денемся, как бы мы не ссорились. А та риторика, которая была во время Майдана, не очень способствовала переговорам.

В Киргизии после первой революции 2005 года, как я понимаю, ситуация до сих пор до конца не успокоилась?

На Украине произошла одна важная вещь, которая также произошла и в Киргизии и до сих пор влияет на ситуацию. Когда в 2010 году менялась власть, при попытке штурма Белого дома президентская охрана, бойцы 9-го управления ГКНБ (аналог российского ФСО) сразу применили огнестрельное оружие. За один день погибло более 80 человек. Когда все закончилось, всех бывших руководителей страны выпустили за рубеж с условием не возвращаться, а вот тех бойцов судят до сих пор.

И вот с тех пор все органы власти в стране, особенно местные, демотивированы на применение силы в случае каких-либо волнений. Боятся, что они опять окажутся крайними. Именно низкая боеспособность правоохранительных органов влияет на то, что центральная власть не может применить силу, чтобы разогнать перекрытие дороги или предотвратить штурм какого-то объекта.

Практически все стычки с 2010 года исчерпывались в результате очень долгих переговоров.

На Украине насилие стало наиболее эффективным средством достижения цели, именно насилие теперь будет применяться там всеми сторонами конфликта. Любые акции теперь будет проходить как минимум с камнями и палками, а то и огнестрельным оружием.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика