2 мая, четверг

На самом деле нужно вести диалог с людьми, учитывать их замечания

27 ноября 2013 / 02:52
координатор гражданского движения «Остальная Россия», директор исследовательского центра «Промышленность и общество»

Отмена городских проектов не является целью большинства групп. Цель – согласование работ с жителями.

Вы рассчитываете на реакцию власти? Удается вам чего-то добиваться?

Наша группа возникла как ответ на конкретную угрозу – платная парковка в месте проживания людей. Когда эта программа начиналась, Ликсутов, как говорят, даже не знал, что в зоне платной парковке живут люди.

После года существования нашей группы в Фейсбуке могу сказать, что основной задачей стало информирование друг друга и общественности, что происходит, где какие «косяки», обман или несправедливость со стороны власти. Выступать организатором массовых митингов или шествий нам не очень хочется и не очень получается. Вся надежда, что информация из нашей группы дойдет до ушей кого-нибудь. Например, двое из наших администраторов в ближайшее время идут на консультативный совет при Мосгордуме. Они будут рассказывать, что там происходит. Важно, чтобы мир слышал не только то, что ему пропагандируют, что говорят купленные Ликсутовым блогеры.

Проблема в том, что они (городские власти – ред.) воспринимают введение платных парковок как бизнес-проект с мощным продвижением. Практически весь доход от проекта платных парковок идет на его пропаганду.

Наша группа не политическая. Мы нещадно гоняем всех, кто пытается проявить политическую активность. Наша группа не «болотного» происхождения: мы также гоняем всех сторонников Навального, чтобы наша группа не использовалось, как инструмент нагнетания.

Это новая форма объединения граждан вокруг реальной угрозы. Обидно, что власти-то совсем немного надо, чтобы успокоить людей, которые так объединяются. Требования не невыполнимы, и дептранс (Департамент транспорта правительства Москвы – ред.) их даже постепенно начинает выполнять, правда, демонстрируя при этом, что это их собственные решения. Хотя любой всплеск активности в группе, обсуждение каких-то акций  приводит к тому, что сразу где-то что-то делается.

Представители других гражданских групп допускают политическую составляющую. Например, «Дублеру.нет» намерены продвигать своих людей на муниципальных выборах, чтобы усилить свое влияние в решении проблем жителей своих районов.

У нас один из администраторов группы выдвигался в мэры, чтобы показать, что бывает, когда простой человек пытается баллотироваться. Конечно, никакие подписи он не собрал, никуда не зарегистрировался. Но активность такая была.

Как он говорит, сейчас идут переговоры, чтобы сделать его кандидатом на муниципальных выборах от «Гражданской платформы». Но это все факультатив, последствия бремени активности, которую на себя берут администраторы. Лично я не пойду никуда, для меня проект интересен как феномен объединения граждан. Это такой лабораторный эксперимент.
Мы создали группу «Москвичи центра», где на одной площадке объединили бы все протестные группы в Фейсбуке. По нашему опыту, лидеры многих других групп в нашу группу включились. Но какой-то особой консолидационной активности там нет. Иногда люди приходят, сообщают о каких-то проблемах, но численность особо не растет, активности особой нет. Это доказывает, что наше гражданское общество в фейсбучной лаборатории еще не доросло до крупных объединений, как это произошло вокруг Навального. Всех устраивает борьба конкретные интересы или против конкретных угроз. Мне кажется, это естественное явление.

Если говорить о реакции власти на этот счет. Я бы на месте Собянина и его команды не радовался, что такой консолидации не происходит. Если бы таковая была, то ее бы восприняли как угрозу и начали бы переговоры, а так люди разобщены и вроде бы ничего с ними делать не нужно. Но думать  так – большая ошибка, потому что на будущих выборах все эти болевые точки аукнутся.

Была одна активная группа по остановке реконструкции Ленинского проспекта, потому что самые главные противники этого проекта сами работали в мэрии. Блинкин из дептранса шум устраивал, Кац с Варламовым. Вот их власть услышала. А так в основном никакие проблемы не решаются.

Отмена проектов не является целью большинства групп. Цель – согласование работ с жителями. Но не манипуляторное, как имитация слушаний, когда Ликсутов приходит на встречу с жителями, на него там ушат помоев выливают, а он с себя это гордо стряхивает и идет дальше, потому что он крутой бизнесмен, которого мнение людей не волнует.

На самом деле нужно вести диалог с людьми, учитывать их замечания. Вся позитивно-негативная разноплановая активность мэрии – это делается руками людей из бизнеса: [глава департамента культуры Москвы Сергей] Капков, [заммэра по вопросам строительства Марат] Хуснуллин, [глава дептранса Максим] Ликсутов, [главный архитектор Москвы Сергей] Кузнецов. Они привыкли делать по бизнес правилам. Они глушат негативные факторы, а то, что им говорят люди – они не слушают. Людей они глушат рублем. Это не совсем правильная стратегия. Московская городская политика – это именно политика. Муниципальные выборы обнажат все эти нестыковки. Припомнят.

Насколько ваше сообщество мобильно в плане тематики. Вы готовы заниматься другими проблемами, кроме платных парковок?

Это зависит не столько от моей личной позиции или администраторов группы. Там много людей. Которые готовы заниматься самыми разными проблемами. Например, одна из администраторов у нас боролась за спасение дома больницы, который скоро отдадут Мосгордуме. Она на базе нашей группы пыталась что-то создать. И таких примеров много.

Скоро на Якиманку и Хамовники придет платная парковка. Оттуда к нам уже идут активные депутаты, люди, которые другими проблемами там занимались. Они тут же, понимая насколько все это некомфортно для людей, становятся специалистами по платной парковке. Свою харизму, пассионарность они быстро трансформируют. Все же между собой знакомятся. Именно поэтому была идея создавать группу центра. Все зависит от масштабности угрозы.

В этом наше отличие от партий или каких-то политических групп.

Наше сообщество сплоченное, когда есть угроза. Но совершенно неактивное, когда таковой нет. Заявили в мэрии, что расширят зону платной парковки, люди тут же активизировались, начали обсуждать. Что-то предлагать. А летом ничего не происходило, и у нас была тишина.

Ни одна политическая партия к нам не присоседилась. Даже когда «Справедливая Россия» проводила митинг против платной парковки, из наших никто почти не пошел. Доверия нет к партиям никакого, особенно к системным.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика