5 мая, воскресенье

Мы должны быть уверены, что присоединение Украины к ЕС не нанесет нам вреда

16 августа 2013 / 16:08
заместитель директора РИСИ, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья

Очень наивно говорить, что предпринимаемые Россией меры – это ее месть за решения украинского руководства подписать соглашение с ЕС.

Что происходит в отношениях между Москвой и Киевом, очередной кризис?

Ситуация складывается непростая. Я думаю, что определенные превентивные меры, которые предпринимает российская таможня, связаны с тем, что Украина приняла необратимое решение об ассоциированном членстве в ЕС.

Очень наивно говорить, что предпринимаемые Россией меры – это ее месть за решения украинского руководства подписать соглашение с ЕС. Это попытка перед саммитом в ноябре свести баланс, провести ревизию того, что происходит на российско-украинской границе. Чтобы когда это соглашение (об ассоциации Украины с ЕС – ред.) было подписано, в России уже понимали, какова ситуация на таможне. А то что она запущена, что на многие вещи там смотрят сквозь пальцы, поскольку Россия и Украина близкие партнерские страны, совершенно однозначно. Думаю, что наведение порядка – один из элементов.

Это экстраполяция на сегодня того, что придется делать, если соглашение Украины и ЕС вступит в силу. Ведь в тот же момент между ними начнет действовать зона свободной торговли. Конечно, в такой ситуации оставить все в нынешнем состоянии для России будет невозможно, потому что для нас Украина в торгово-экономическом смысле станет другой страной, с другими стандартами и требованиями. Есть опасения, что через Украину в Россию таким образом хлынет товар без соответствующего оформления, без таможенных процедур.

Вообще-то украинская сторона должна была быть к этому готова и заранее договариваться с Россией, а не только о статусе наблюдателя в ТС.

Но, к сожалению, у нас с Украиной всегда вот так и складываются отношения. Очень многое начинает выясняться и решать приходится не накануне, а постфактум. Нынешние события – мониторинг пограничных отношений – осуществляются как предварительные меры. Поэтому к ноябрю, когда соглашение между Украиной и ЕС вступит в силу, стороны будут представлять, какие требования они друг к другу предъявляют, какие узкие места, какие узлы нужно рубить или развязывать.

Украинские олигархи, которые в политике являются ярыми сторонниками евроинтеграции, на самом деле имеют большие объемы производств в России. И хотят на Украине быть европейцами, а в России - российским бизнесом. Это тоже неправильно.

Россия же хочет быть уверена, что присоединение Украины к беспошлинной зоне ЕС не нанесет России урона.

Такого рода превентивные действия могут повлиять на позицию Украины, или курс на евроинтеграцию взят бесповоротно?

Я плохо представляю, как украинское руководство может дать задний ход и отменить все, что было сделано до сегодняшнего дня. Во-первых, на то, чтобы убедить Запад подписать соглашение об ассоциации были затрачены огромные политические и дипломатические усилия со стороны руководства Украины. Взять и передумать – будет выглядеть, как поражение европейского евроинтеграционного процесса на Украине.

На самом деле Украина выбрала другую тактику. Она пытается добиваться европейского статуса, при этом смягчая российскую сторону, пытаясь пойти с ней на определенные компромиссы и договоренности. Думаю, и сейчас будет избран тот же самый путь. Договориться с Россией, чтобы не было резких изменений с точки зрения торговых требований.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика