Вполне возможно, что Киев уже в ближайшие месяцы начнет конструктивные переговоры по ситуации в Восточной Украине.
Чем может обернуться очередной виток «газовой войны» с Украиной?
Технологически цена осталась той же, но к ней добавилась т.н. таможенная пошлина. Она была снята в связи с Черноморскими соглашениями. После денонсации соглашения шансов на сохранение этой льготы, особенно учитывая позицию Киева, не осталось.
Сейчас Москва пытается решить целый ряд вопросов, связанных, например, с таможенным обеспечением Крыма, с перекрытиями воды в Крым (речь о перекрытиях из снабжения из Украины – ред.) и необходимостью проведения на полуостров российского водо- и электроснабжения.
Ситуация в Киеве достаточно сложная. Цена на российский газ – это важный фактор внутренней политики. Дело в том, что энергоемкость украинской экономики в силу наличия множества металлургических производств очень высокая.
Москва пытается усилить свою переговорную позицию с Киевом. Киев тоже заинтересован в том, чтобы отношения с Москвой не обострять хотя бы в виду экономических вопросов. В конечном счете, обе стороны, скорее всего, пойдут на компромисс. Вполне возможно, что Киев уже в ближайшие месяцы начнет конструктивные переговоры по ситуации в Восточной Украине. В качестве наиболее эффективной модели разрешения ситуации сейчас представляется федерализация страны, что уже обсуждалось, в том числе, с американскими коллегами.
Кроме того, рост цены на газ может пресечь враждебные действия Киева в отношении российских активов на Украине.
Такие попытки уже предпринимались в последние недели.
Стоит ли Украине в складывающейся ситуации ждать дополнительной помощи из США или Европы? Может быть, дополнительные кредиты на погашение долга перед Россией или реверсивные поставки газа из Европы?
Страны, чьими силами должен был бы обеспечиваться реверс, уже выступили на этот счет. Для них это очень большая финансовая нагрузка и просто так никто из них работать не будет. Надо понимать, что реверсивные поставки газа – это в совокупности примерно $15 млрд украинского долга каждый год. В этом году накопится $8 млрд внешних долгов, в следующем $10 млрд, плюс заимствования, плюс долги «Нафтагаза». Все это будет происходить на фоне резкого сокращения внутреннего спроса в результате договоренностей с МВФ (кредит Украине будет выдан при условии сокращения практически всех социальных расходов в стране, то есть доходы людей резко сократятся – ред.). И эти деньги не так просто будет забрать у Украины. И в ЕС, и в США будет сложно объяснить избирателям невозвратные заимствования Украине в $15-20 млрд.