Возможно, у малых партий пока не совсем четкие и ясные программы.
Существующие возможности, которые были предоставлены еще в период президентства Дмитрия Медведева малым партиям, - малым, в том смысле, что они пока не имеют парламентского представительства, - вполне достаточны для посильного участия в политическом процессе.
Эти партии допускаются на заседания региональных парламентов, недавно представители этих партий были на заседании Госдумы, где обсуждалась пенсионная реформа. Они могут выдвигать своих кандидатов по одномандатным округам. Ну и сама встреча с президентом – один из форматов, который позволяет представителям малых партий иметь какой-то голос в российской политике.
Но мне кажется, что самое главное, что должно получиться в результате новаций, - более активное участие партий в политическом процессе.
Пока пребывание в «бассейне для малышей», то есть постоянное получение на выборах 1-2% - это свидетельство того, что не совсем адекватно ведется работа с электоратом. Возможно, у малых партий пока не совсем четкие и ясные программы. Внешние условия, стимулы для работы созданы, теперь нужна активность с их стороны.
Чувствуется, что полноценное представительство не обеспечивают только парламентские партии. Они, конечно, покрывают достаточно большой объем электората, но остается еще много людей, который хотят, чтобы какие-то другие точки зрения были также представлены, особенно на либеральном фланге. Поэтому я думаю, что такая перспектива в нынешних условиях должна быть четко обозначена, малые партии должны серьезно включаться в конкурентную борьбу, поскольку главная задача проводящейся партийно-политической реформы – развитие конкурентного процесса за счет чего мы должны повысить качество в целом и политического и государственного управления.