Одним из недостатков работы мэрии Москвы при Лужкове было абсолютное игнорирование общественного и экспертного мнения.
Что касается оценки Юрием Михайловичем политической ситуации в стране, то в целом, не могу не согласиться с его оценками общественно-политических настроений и партийной системы. Однако у меня возникает вопрос: три года назад, когда его «ушли» в отставку, Лужков торжественно обещал, что вернется в большую политику. Однако сейчас, через три года, он говорит, что возвращаться в политику не собирается.
Видимо, он полагал, что возвращение в политическую жизнь произойдёт само собой, массы внесут его на руках, но этого не произошло, и теперь Лужков заниматься политикой не собирается.
Что касается его мнения по городской политике, то он прав лишь частично. Например, я не могу не согласиться, что строительство дорог и развязок в Москве прекратилось в том числе из-за того, что федеральные власти создали единый дорожный фонд, и Министерство финансов резко сократило финансирование. Лужков мог пожертвовать ради транспорта, например, финансированием жилищного строительства, но он этого не стал делать. Я сам работал в это время в Московской городской думе, и прекрасно помню, как всё происходило.
Сейчас, при Собянине, строительство транспортных развязок и магистралей увеличилось отчасти из-за того, что государство увеличило финансирование, отчасти как раз из-за того, что Собянин сэкономил на строительстве жилья. С другой стороны, одной из причин транспортных коллапсов в Москве была в том числе и уплотнительная застройка, не оставлявшая места для магистралей, но Лужков с ней никак не боролся, а федеральное правительство долгое время вообще не регулировало генплан.
О другой проблеме, проблеме с нелегальными иммигрантами, Лужков также в целом говорит правильно. Сам Юрий Михайлович очень любит вспоминать о том, что в студенческие годы работал дворником. Однако, вспомним, что, несмотря на обещание Лужкова механизировать уборку дворов, подобной модернизации так и не произошло.
Также понятна идея Лужкова об объединении Москвы и области, её высказывал ещё ныне покойный Вячеслав Глазычев. И ясно, что затеянная Медведевым «Большая Москва» ожидаемых результатов не принесла: туда не едут компании, не переезжают органы государственной власти, там даже не строится социальное жильё.
В целом одним из недостатков работы мэрии Москвы при Лужкове было абсолютное игнорирование общественного и экспертного мнения. По сути решения принимал один Лужков . Впрочем, и при Собянине, несмотря на бурную имитацию взаимодействия с обществом, мало что изменилось, и Сергей Семенович постепенно приходит к «лужковской» системе взаимодействия с обществом.