Некоторое упрощение подходов оказалось системе на пользу.
Во-первых, можно сказать, что курирующие внутреннюю политику люди доказали свою эффективность. Все вопросы и сравнения на сегодня отпали.
Если говорить о событийном ряде, то, на мой взгляд, самыми интересными событиями стали как раз последние по времени. Это предложение реформы местного самоуправления.
Я уверен, что люди, разрабатывающие эту реформу и разные связанные с ней проекты, компетентны, просчитывают риски. Но, несмотря на это, реформа чревата издержками, которые могут породить нестабильность. И дело даже не в содержании самой реформы, а в ее своевременности. На мой взгляд, время выбрано не очень удачно.
Еще одним итогом года можно считать потерю интереса населения к новым партиям. Партийная реформа забуксовала по объективным и субъективным причинам. При всем богатстве выбора альтернативы «Единой России» так и не появилось.
Я бы отметил активность ОНФ. Это что-то новое для нашей страны, когда представители ОНФ смело критикуют проштрафившихся губернаторов, указывают им на риски, поднимают реальные проблемы.
ОНФ как политический интерфейс Владимира Путина, как институт обратной связи пока на подъеме и, во всяком случае первые результаты, можно считать достаточно обнадеживающими.
Выборы мэра Москвы показали, что пренебрегать профессионалами избирательных технологий не стоит. Были предупреждения, что кампания Сергея Собянина заходит не туда, что ей заняты люди, привыкшие работать в «тепличных условиях» и использующие неэлекторальные методы, которые в новых условиях себя не оправдывают. Тут важно – будут ли сделаны какие-то выводы на выборах Мосгордумы.
Еще я бы отметил, что настроение населения меняется не в лучшую сторону. Социальное самочувствие ухудшается: слишком много разговоров про стагнацию и грядущий кризис. А как известно, что экономический кризис может перерасти в социальный, а социальный в политический. Но хотелось бы, чтобы эта тема нашу страну обошла.
Нельзя забыть о Послании президента Владимира Путина, который напомнил, что проблемы в России, прежде всего, носят внутренний характер.
А чем нынешние «авторы» внутренней политики заслужили вашу высокую оценку?
Часто спрашивают, кто эффективней [нынешний первый замглавы администрации президента Вячеслав] Володин или [бывший первый замглавы администрации президента Владислав] Сурков. Я считаю, что это сравнение бессмысленно, потому что предлагается сравнивать вчерашнего Суркова с сегодняшним Володиным в разных исторических ситуациях.
Если говорить об управлении политическими процессами в нынешнем году, безотносительно к тому, что было, то некоторое упрощение подходов оказалось системе на пользу. Все гениальное – просто, а самый короткий путь между двумя точками – прямая.
Выстроилась система, в которой большинство консолидировано вокруг президента и даже при наличии политической конкуренции результат гарантирован.
Система управляема и стабильна, а успехи очевидны. Дух Болотной сошел на нет, а его продолжение в виде Координационного совета оппозиции рассосалось само.
В этом смысле то, что не произошло обострения, то, что общество успокоилось можно поставить в заслугу тем, кто отвечает за внутреннюю политику. Хотя есть и проблемы с учетом мнения меньшинства.