Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Назовете это исследованием – она утонет. Назовете элементом кампании – она будет плыть.
Отличия в данных ВЦИОМа, ФОМа и «Комкона», как недавно установил мой коллега Владимир Звоновский из Самары, объясняются разницей в процедурах проведения исследования. Он установил, что разница между телефонными опросами ВЦИОМа и «Комкона» заключается в том, что одна из организаций делает выборку только по стационарным телефонам, а другая по сдвоенным основаниям: стационарные плюс мобильные. Поэтому получается разное покрытие и итоговые результаты дают смещение.
Социологию для штаба Навального готовят две команды. Одна – «Комкон» к которому не может быть серьезных методологических претензий, поскольку люди там профессиональные. А вот к уличным опросам, которые проводят для Навального волонтеры, возникает множество вопросов. Прежде всего, к качеству самой процедуры. Но это если рассматривать опросы как социологическое исследование. Если же рассматривать их в рамках активности избирательного штаба, то критерии будут другие. Тогда это часть предвыборной кампании, которая совмещает получение данных с хеппенингом на улице Москвы, с пиаром и т.д. Такого рода стратегии будут задействованы всеми штабами во все времена.
Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Назовете это исследованием – она утонет. Назовете элементом кампании – она будет плыть.