Минобразования заслуживает некоторой перезагрузки.
Несомненно, в отставке есть политическая подоплека. Еще с утра Федюкин заявлял, что не уйдет, а к концу дня появилось его заявление об отставке. И сама формулировка заявления - «чтобы снять напряженность». Это, конечно, отставка политическая, а не административная. Как говорят, шахматисты, это жертва фигуры, чтобы отвести угрозы от короля или ферзя. В данном случае спасаемая фигура министр Ливанов, который был выбран первоочередной жертвой Госдумы, которая в целом соблюдает заключенный с правительством «пакт о ненападении».
Ливанов уже заявил, что уйдет, когда поймет, что его деятельность неэффективна. Но свидетельств того, что это уже так, – множество. Это и скандал с Шамхаловым, и заявление Генпрокуратуры о нарушениях в Минобразования, и сомнительная деятельность программы «Антиплагиат», скандал с недвижимостью ряда московских вузов, пресловутый рейтинг неэффективности вузов. История с тендером в начале мая (речь о заказе на составление национального рейтинга ведущих мировых и российских университетов за 25 млн рублей).
Я не понимаю, как можно создать независимый рейтинг за деньги Минобразования. Этим должна заниматься изначально не зависимая от ведомства организация. Конечно, последняя история с ЕГЭ выходит за все рамки (ответы на часть экзаменационных работ появились в интернете в день проведения экзамена – прим. ТАСС-Аналитика.). Это и непрекращающийся конфликт между министерством и Российской академией наук. РАН, как бы мы ее не ругали, не винили в медлительности, - это существенная система устойчивости для нашего государства. У Академии масса проблем, недостатков, но эта структура, которая обеспечивает стратегические интересы России. Решение напасть на РАН – близоруко. Все это говорит о том, что Минобразования заслуживает, скажем так, некоторой перезагрузки.
Хотя во всем этом есть и положительный момент. Вполне понятно, что система управления не самая эффективная и в других ведомствах. Но такая открытость, настойчивая позиция депутатов, требовавших кадровой ответственности, свидетельствует о том, что изменения произойдут. Система станет открытее для общества.