Через 5-7 лет к идее проведения референдума по независимости Шотландии могут вновь вернуться.
До того как голосование прошло нельзя было сказать, чем оно закончится. Интрига сохранялась до самого последнего момента. Колебания разницы между сторонниками и противниками независимости Шотландии составляли 1−2 процента, кроме того было много неопределившихся.
В результате разница между противниками независимости и противникам, по последним данным составила немногим более пяти процентов. Думаю, что главную роль в таком результате сыграла неуверенность в будущем Шотландии и своем собственном будущем. Предстояло выйти из привычного образа жизни, вставали вопросы смены валюты и раздела имущества с Лондоном и так далее. Кроме того, все-таки 300 лет совместной жизни прочно связали Шотландию и Англию.
Судя по последним данным, против независимости более голосовали люди старшего поколения, тогда как сторонниками отделения больше были молодые люди. Это означает, что данная проблема не снята. И тема независимости Шотландии будет оставаться во внутриполитической повестке страны в ближайшие годы. Полагаю, что через 5−6-7 лет к идее проведения референдума по независимости Шотландии могут вновь вернуться. Шотландская национальная партия на этой теме набрала политический вес, превратившись из маргинальной партии в одну из ведущих политических партий страны и ведущую партию Шотландии.
Лондон также не может не считаться с этой проблемой. Шотландия получит больше прав при распределении бюджета, при распределении налогов между Эдинбургом м Лондоном. Эти средства будут использоваться для решения социальных и экономических проблем самой Шотландии. Без последствий референдум не останется.
Лондон будет вынужден учитывать мнение шотландского парламента не только при решении внутриполитических проблем, но и во внешней политике. И банкиры из Сити будут вынуждены считаться с тем, что думают в Шотландии.
В этой связи характерна позиция официального Лондона и ее отличие от того, что делают власти Украины сегодня. Аналогии напрашиваются сами собой. Вот только Лондон признает референдум и любые его итоги, Лондон не вводит войска и так далее. В этом плане Киеву стоит принять на вооружение опыт этой старой европейской демократии, учитывая, что Киев так стремится в Европу.
Это новая волна распада европейских государств. Первую мы видели в Восточной Европе — распад Югославии и Чехословакии. Теперь новая волна — уже в Западной Европе.
Без сомнений, это процесс распада государств по национальному признаку — национальный вопрос присущ человеческому сообществу. И это вопрос не только финансово-экономических категорий.
Референдум послужит примером для Уэльса, где началось активное обсуждение статуса Уэльса. Далее последуют Каталония, страна басков Фландрия, Италия — везде будут принимать во внимание шотландский референдум. Происходит процесс дезинтеграции или партикуляции старых государств. После чего новые государства будут уже интегрироваться в рамках единого европейского экономического союза. Это свидетельствует о том, что силовой фактор перестал быть доминирующим в политике и на первый план вышли вопросы социальные и экономические.