Пространство для маневра есть.
— Смогут ли внутренние производители заместить продукцию, попавшую под санкции?
— Внутренние производители полностью заместить не смогут, но для них открылись дополнительные возможности. Появятся другие поставщики. Здесь возникает два вопроса: смогут ли замещать в таких масштабах и что будет с ценой?
Например, по мясу птицы мы себя обеспечиваем на 90%, но больше половину из оставшихся 10% нам поставляли США. Причем они ввозили по цене за 2013 год — 1,3 тысячи долларов за тонну, а второй крупный поставщик — Республика Беларусь — продает по 2,1 тысяче долларов за тонну. Из Бразилии вообще везут по 2,7 тысяч долларов за тонну. Можно их называть «ножками Буша», но этот дешевый продукт попадал на стол населению с низким доходом. Смогут ли они покупать более дорогой продукт?
Или возьмем свинину. Канада поставляла нам ее в 2013 году по цене 3,1 тысячи долларов за тонну. А Бразилия — за 3,4 тысячи долларов.
В случае со свининой выиграют внутренние производители. Причем, крупные. Они потребуют у государства увеличить поддержку, чтобы нарастить производство. Попросят решить что-то с долгами. Сколько для всех нас это будет стоить? Но есть некоторые сомнения, что в России возможно сейчас в принципе производить дешевую свинину. Свиноводы не раз говорили, что в России более высокие затраты, чем в США, Европе на кредиты, например.
Еще есть проблема: резкое снижение поголовья свиней в хозяйствах граждан. Не по их желанию. После проведения компаний в рамках противодействия АЧС уже в 2013 г. в них уже было только 27% поголовья свиней от общего поголовья в стране. В 2012 было — 35%. Что будет в 2014? Мелкие производители кредитов не получали, сами находили, да и последствия при заболеваниях были не такие, как на крупных. Но теперь их все меньше и меньше…
— Но альтернативные иностранные поставщики, например, в случае с курицей смогут заместить по объемам экспорт из США?
— В случае с мясом птицы ситуация вообще не критична в плане замещения объемов. Но ведь в рамках свободного торгового пространства к нам уже должны были попасть самые дешевые и приемлемые по качеству товары. Если они к нам еще не попали, то у них либо качество хуже, либо они дороже. Так что главный вопрос к новым поставщикам в цене и качестве. Будет ли замена равноценной?
А вот в случае с мясом крупного рогатого скота (КРС) есть вопросы и по объемам замещения. Сейчас главный экспортер для нас — это Бразилия, она завозит к нам около 53% импорта мяса КРС. Сможет ли она намного увеличить свой экспорт, учитывая, что у страны еще обязательства по поставкам перед другими партнерами, а бычка быстро не откормишь?
Так что дефицита не будет, но будет ли лучше экономический доступ к продовольствию?
Кроме того, если вслед за нашими санкциями последуют ответные санкции? Например, они прекратят поставлять нам не только яблоки, но и пестициды, семена, молодняк или яйцо? Оценивались ли эти риски для новых современных ферм, использующих эти ресурсы?
— На ваш взгляд смогут ли ретейлеры как-то обходить запрет на ввоз тех или иных товаров?
— Всякий запрет всегда порождает противодействие. У нас есть единое экономическое пространство, наши таможенные границы проходят не по России, а по Белоруссии и Казахстану. Так что пространство для маневра есть.